Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №55» комбинированного вида г. Ухты (МДОУ «Детский сад №55» г. Ухты) УТВЕРЖДЕНО Приказом заведующего МДОУ «Детский сад №55» г. Ухты от 25.01.2023 № 01-06/12 ПОЛОЖЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ (АДАПТИРОВАННОЙ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ МДОУ «Детский сад №55» г. УХТЫ ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ I. 1.1. Настоящее общеобразовательной Муниципального Положение программе» дошкольного (далее «О по дополнительной тексту образовательного (адаптированной) Положение), учреждения разработано «Детский сад для № 55 комбинированного вида», в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в РФ» от 29.12. 2012 г. N 273-ФЗ, приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановлением Правительства Российской Федерации №1441 от 15.09.2020 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг", Уставом Учреждения. 1.2. Дополнительная (адаптированная) общеобразовательная программа (далее по тексту Программа) - это нормативный документ, имеющий официально-деловой стиль изложения с использованием современной педагогической терминологии, построенная на принципах конкретности, точности, логичности и реальности. Содержащая максимально полную информацию и имеющая конкретизированные образовательные цель, задачи, а также фиксируемые и оцениваемые образовательные результаты. 1.3. Программа образовательных строится программ и на режима следующих их освоения, основаниях: свобода соответствие выбора возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников, вариативность и гибкость. 1.4. Программа (в том числе адаптированная) определяет основное содержание дополнительного образования в МДОУ «Детский сад №55» по следующей направленности: технической, естественнонаучной, физкультурно-спортивной, художественной, туристскокраеведческой, социально-гуманитарной. 1.5. В МДОУ «Детский сад №55», при осуществлении образовательной деятельности по дополнительному образованию, реализуемые Программы (в том числе адаптированные) обновляются с учѐтом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. МДОУ «Детский сад №55» создает условия для реализации Программ (в том 1.6. числе адаптированных), учитывающие законодательство Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (СП 2.4.3648-20). Ответственность за полноту и качество реализации Программы (в том числе 1.7. адаптированной) возлагается на руководителей, организующих осуществление образовательной деятельности по Программам. Контроль за полнотой и качеством реализации Программы (в том числе 1.8. адаптированной) осуществляется старшим воспитателем. Настоящее Положение принимается на Педагогическом совете и утверждается 1.9. приказом заведующего МДОУ «Детский сад №55». 1.10. Срок данного Положения не ограничен. Положение действует до принятия нового. II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ Цель Программы: обеспечение целостной и четкой системы планирования, в рамках 2.1. организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам и адаптированным общеобразовательным программам Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной программе 2.2. направлена на решение следующих задач: - обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического воспитания обучающихся; - формирование и развитие творческих способностей обучающихся; - удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии и физическом совершенствовании; - формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию свободного времени обучающихся; - адаптацию обучающихся к жизни в обществе; - профессиональную ориентацию обучающихся; - выявление, развитие и поддержку обучающихся, проявивших выдающиеся способности; - удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований. 2.3. Образовательная деятельность по адаптированной программе для обучающихся с ОВЗ должна учитывать особые образовательные потребности обучающихся различных нозологических групп и быть направлена на решение следующих задач: - оказание психолого-педагогической помощи, реабилитации (абилитации); - предоставление дифференцированной помощи; - обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации для обучающихся с выраженными проблемами коммуникации; - воспитание самостоятельности и независимости при освоении доступных видов деятельности; - формирование интереса к определенному виду деятельности в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ. III. 3.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРОГРАММАМ Содержание Программы и сроки обучения по ней определяются Программой, разрабатываемой руководителями (педагогами) ее реализующими самостоятельно, либо на основе авторских программ для любой возрастной группы, утвержденной приказом заведующего МДОУ «Детский сад №55». 3.2. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются МДОУ «Детский сад №55», как самостоятельно, так и посредством сетевых форм реализации. 3.3. При разработке и реализации Программ могут использоваться различные образовательные технологии, в том числе дистанционные технологии, электронное обучение с учетом требований, установленных законодательство Российской Федерации. 3.4. Использование при реализации Программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому и психическому здоровью обучающихся, запрещается. 3.5. Программа реализуется в условиях, не ограниченных Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования. 3.6. При реализации Программ МДОУ «Детский сад №55» может организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей). IV. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО АДАПТИРОВАННЫМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ 4.1. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность по Программе, организует образовательный процесс по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам (далее по тексту – адаптированная программа) с учѐтом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся. 4.2. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Образовательная деятельности обучающихся с ОВЗ по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших соответствующую программу профессиональной переподготовки и повышения квалификации. 4.3. При реализации адаптированных программ обучающимся с ОВЗ предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика. V. 5.1. СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ Структура Программы и адаптированной программы является единой для всех руководителей (педагогов), организующих осуществление образовательной деятельности по Программам МДОУ «Детский сад №55». 5.2. Структура Программы включает следующие структурные элементы: - титульный лист; - пояснительная записка; - учебный план; - календарно-тематическое планирование; - календарный учебный график; - планируемые результаты; - комплекс организационно-педагогических условий; - список литературы. VI. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ПРОГРАММЫ 6.1. Оформление титульного листа (Приложение № 1). Титульный лист – это первая страница и включает в себя следующую информацию: -полное наименование организации в соответствии с уставом; - где, когда и кем принята и утверждена Программа; - название Программы (направленность); - возраст воспитанников, на которых Программа рассчитана; - срок реализация Программы (сколько лет); - Ф.И.О., должность разработчика (ов) Программы; - название населенного пункта; - год разработки Программы. 6.2. Пояснительная записка раскрывает общую характеристику Программы: - направленность Программы (технической, естественнонаучной, физкультурно- спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-гуманитарной); - актуальность Программы (соответствие основным направлениям социально- экономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники); - отличительные особенности Программы (характерные свойства, отличающие программу от других, отличительные черты, основные идеи, которые придают программе своеобразие); - адресат Программы (примерный портрет воспитанника, для которого будет актуальным обучение по данной программе – возраст, уровень развития, круг интересов, личностные характеристики); - объем Программы (общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы); - формы организации образовательного процесса (индивидуальные, групповые и т.д.) и виды занятий (определяются содержанием Программы); - режим занятий (периодичность и продолжительность занятий); - срок освоения Программы (количество недель, месяцев, лет, необходимых для еѐ освоения). - цель и задачи Программы (обобщенный планируемый результат и конкретные результаты реализации программы; конкретизирующие процесс достижения результатов обучения, воспитания и развития - научить, привить, развить, сформировать, воспитать). 6.3. Учебный план, который содержит наименование разделов и тем программы, общее количество часов на их изучение, составляется на весь период обучения по годам (Приложение № 2); 6.4. Календарно-тематическое планирование включает содержание изучаемого материала. В календарно-тематическом планировании следует отразить: тему занятий, программное содержание, материал и оборудование, дату проведения (число, месяц, год); дату проведения (по факту); количество часов (Приложение № 3); руководитель дополнительной образовательной услуги, по необходимости, может добавить столбец "Примечание"; 6.5. Календарный учебный график включает дату начала и окончания учебного года, количество учебных недель или дней, продолжительность каникул (Приложение № 4). 6.6. Планируемые результаты Программы формулируются: - с учетом цели и содержания программы и определяют основные знания, умения, навыки. 6.7.Комплекс организационно-педагогических условий включает следующее: - условия реализации программы, реальная и доступная среда (минимально необходимое оснащение - помещения, площадки, оборудование); - специальные условия для отдельных нозологических групп обучающихся с ОВЗ для реализации адаптированной программы; - информационно - методические ресурсы (перечень видео и аудиопродукции, дидактический и игровой материал, наглядный материал (таблицы, альбомы), средства и материалы (карандаши, маркеры и т.д.); - формы контроля (способы определения результативности реализации Программы); - формы проведения педагогической диагностики, оценочные материалы. 6.8.Список литературы включает перечень основной и дополнительной литературы (учебные пособия, справочники и т.д.). VII. ОФОРМЛЕНИЕ И ХРАНЕНИЕ ПРОГРАММЫ 7.1. Набор текста производится с двух сторон формата А4, тип шрифта Times New Roman, размер 12 пт., таблицы могут вставляться в текст. 7.2. По контуру листа соблюдаются поля: - левое – 20 мм.; - верхнее и нижнее – 20 мм.; - правое - 10 мм. 7.3. Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТом. 7.4. Бумажный вариант Программы находиться у руководителя, реализующего Программу, электронный вариант Программы находится в методическом кабинете МДОУ «Детский сад №55», размещается на официальном сайте МДОУ «Детский сад №55» в разделе «Платные образовательные услуги». 7.5. Срок хранения Программы 5 лет. ПРИНЯТО Педагогическим советом Протокол №2 «25» января 2023 г. СОГЛАСОВАНО Председатель профсоюзной организации _____________________ Репина М.В. «___»____ 20____ г. СОГЛАСОВАНО: Протокол общего родительского собрания №2 от «20» марта 2023 года . Приложение №1 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №55 комбинированного вида" ПРИНЯТО Педагогическим советов Протокол от "___" _____20__ г. №___ УТВЕРЖДЕНО Приказом № __________ от "__"________20__ г. Дополнительная общеобразовательная программа «_____________________________» __________________________ направленности Возраст воспитанников: 5-6 лет. Срок реализации: 1 год. Ф.И.О. должность составителей Ухта, 20__ год Приложение № 2 Учебный план № Наименование разделов, тем Количество часов (1 год обучения) Количество часов (2 год обучения) всего ВСЕГО Приложение № 3 Календарно-тематическое планирование. Тема занятий Программное содержание Материалы и оборудование Количество часов Дата проведения Дата проведения (факт) Приложение № 4 Календарный учебный график Дата начала учебного года Дата окончания учебного года Количество учебных недель Продолжительность каникул Сроки контрольных процедур