Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 55 комбинированного вида" МУ "Управление образования" администрации МОГО Ухта Утверждена приказом заведующего МДОУ "Детский сад № 55" от 19.02.2015 г. № 01-08/40 ИНСТРУКЦИЯ № 03-01-2 по охране жизни и здоровья воспитанников при проведении непосредственно образовательной деятельности и других видов педагогической деятельности в помещении ДОУ I. Общие требования безопасности. 1.1. Настоящая инструкция разработана для МДОУ "Детский сад № 55" г. Ухты (далее - ДОУ) на основании ст. 28, 41 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и санитарноэпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13. 1.2. Педагог при проведении непосредственно образовательной деятельности и других видов педагогической деятельности должен знать и выполнять: - инструкцию по охране жизни и здоровья воспитанников, во время игр, труда, развлечений и других видов педагогической деятельности в помещении ДОУ; - санитарные нормы и правила содержания помещений дошкольного образовательного учреждения; - правила пожарной безопасности (знать план эвакуации воспитанников на случай пожара, места расположения первичных средств пожаротушения; уметь обращаться с огнетушителем, иметь в группе средства индивидуальной защиты для воспитанников и взрослых на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций); . инструкцию по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим 1.3. На время подмены воспитателя (кратковременной или долгосрочной) педагоги и сотрудники ДОУ обязаны брать на себя функции по охране жизни и здоровья воспитанников, спасению и эвакуации их в случае необходимости. 1.4. При организации образовательного процесса следует оградить воспитанников от воздействия следующих опасных и вредных факторов: - неправильный подбор детской мебели, так как это может повлечь за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости; - недостаточная освещенность и непродуманное размещение "уголков книги". уголков для настольных игр, уголков по изобразительной деятельности могут привести к нарушению остроты зрения у воспитанников; - присутствие в группе постороннего длительного шума, громкой музыки, громкой речи и т.д. во время нахождения в группе воспитанников может стать причиной нарушения остроты слуха; - неисправное электрооборудование, ТСО в групповых комнатах и других помещениях, которое может привести к поражению воспитанников электрическим током, пожару, вызванному коротким замыканием; - неправильное хранение и использование колющих, режущих мелких предметов, использование оборудования и мебели в неисправном состоянии или с дефектами могут стать причиной различных травм; ТСО - технические средства обучения 2 - неправильное хранение и использование медикаментов и средств дезинфекции, что может повлечь за собой отравления; - несоблюдение воспитанниками правил безопасного поведения при перемещении из группы в спортивный, музыкальный зал или другое помещение ДОУ, особенно при спуске или подъеме по лестнице - причины различных травм воспитанников. 1.5. Требования к оснащению помещений ДОУ: - в ДОУ, размещенных в многоэтажных зданиях, балконы и лестницы должны иметь высокие перила с прямыми вертикальными, часто расставленными планками; - все открывающиеся окна должны открываться внутрь: - внутренние двери, имеющие частичное остекление, необходимо оградить с обеих сторон экранами из реек на уровне роста воспитанника: - внутренние двери и ДОУ должны быть постоянно закрыты на запор, на недоступной воспитаннику высоте; - радиаторы центрального отопления в групповых комнатах, умывальных и других помещениях ДОУ должны быть загорожены снимающимися или открывающимися для чистки экранами; - в помещениях групповых и спальных комнат должны быть вывешены комнатные термометры для контроля температурного режима; - в групповой комнате должна находиться медицинская аптечка с набором перевязочных средств, для оказания первой медицинской помощи (бинт, вата, лейкопластырь); - инвентарь для труда должен располагаться в шкафах и на полках, высота которых не должна превышать уровня груди воспитанника; - запрещается вбивать гвозди на уровне роста воспитанников в помещении ДОУ; - запрещается создание игровых уголков, проведение учебного процесса и бытовой деятельности, оформление интерьеров помещений ДОУ в местах, где выявлены нарушения норм по охране труда, создающие угрозу жизни и здоровья работников или воспитанников. 1.6. Требования к содержанию в помещениях ДОУ растений: - на подоконниках помещений ДОУ не рекомендуется размещать цветы в горшках; - подставки для цветов в групповых комнатах должны быть устойчивые не выше 6570 см от пола. 1.7. Требования к организации общественно-полезного труда воспитанников: - при выполнении поручений, связанных с обязанностями дежурных по столовой, воспитанники могут выполнять их под наблюдением взрослого; - во время выполнения поручений категорически запрещается перенос воспитанниками горячей пищи, воды и прочих горячих предметов; - общественно-полезный труд воспитанников старшего возраста, проводимый в форме самообслуживания (дежурства по столовой, сервировка столов, помощь в подготовке к занятиям и т.п.), не должен быть продолжительностью более 20 мин. в день; - категорически запрещается привлекать воспитанников к труду, представляющему опасность инфицирования: уборка санузлов, сбор грязного белья, бытовых отходов. 1.8. Правила обращения с ножницами: - пользоваться ножницами разрешается воспитанникам только под руководством воспитателя; - ножницы для самостоятельной работы воспитанников должны быть с закругленными концами; - ножницы (не во время НОД), как и любые колющие, режущие, опасные для жизни и здоровья воспитанников предметы, медикаменты, а также дезинфицирующие средства должны находиться в недоступном для воспитанников месте; НОД - непосредственно-образовательная деятельность 3 - в пользование воспитанникам даются исправные и безопасные предметы с хорошо закрепленными рукоятками. 1.9. В ДОУ в процессе НОД и других видов детской деятельности необходимо организовать обучение воспитанников правилам безопасного поведения в быту, на улице и в самом учреждении. 1.10. Экскурсии, проводимые в целях ознакомления с трудом взрослых, должны быть тщательно подготовлены с учетом возрастных и физических возможностей воспитанников. Сопровождать детей должны не менее 2 взрослых. 1.11. Необходимо помнить, что в соответствии с СанПиНом домашние задания воспитанникам ДОУ задавать нельзя. 1.12. В середине года (январь - февраль) для воспитанников рекомендуется проводить недельные каникулы, во время которых проводят только занятия эстетическиоздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). 1.13. В дни каникул и в летнее время занятия проводить не рекомендуется. Рекомендуется проводить спортивные праздники, экскурсии и другие, а также увеличить продолжительность прогулок. 1.14. О каждом несчастном случае или плохом самочувствии воспитанника педагог обязан немедленно сообщить заведующему ДОУ, старшей медицинской сестре, старшему воспитателю, оказать первую доврачебную помощь. 1.15. Воспитатель обязан иметь адреса воспитанников, сведения о месте работы родителей, контактные телефоны родителей и близких родственников. 1.16. Запрещается впускать на территорию ДОУ, особенно в здание, неизвестных лиц без предъявления ими документы, удостоверяющего личность посетителя и его право на посещение ДОУ. 1.17. Педагог, допустивший невыполнение или нарушение инструкции по технике безопасности при проведении разных видов педагогической деятельности с воспитанниками, привлекается к дисциплинарной ответственности и с ним проводится внеплановый инструктаж и проверка знаний по технике безопасности II. Требования безопасности перед началом работы. 2.1. Перед началом работы необходимо включить в помещениях освещение и убедиться в исправной работе светильников. 2.2. Необходимо убедиться в исправности электрооборудования в групповых, спальных и других помещениях: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов. 2.3. Обязательно проверить расстановки детской мебели в групповой комнате: - столы для занятий старших и подготовительных групп устанавливают вблизи светонесущей стены при обязательном левостороннем освещении рабочего места; - для воспитанников-левшей индивидуальные рабочие места организуют с правосторонним освещением рабочего места. 2.4. Проверить санитарное состояние всех помещений и проветрить их, открыв окна или фрамуги и двери. Проветривание помещения закончить за 30 мин. до прихода воспитанников. 2.5. Убедиться в том, что температура воздуха в помещениях соответствует установленным санитарным нормам. 4 2.6. Убедиться в том, что все картины, стационарное детское оборудование закреплено во избежание его падения и травмирования воспитанников (к потолку, стене или полу). 2.7. В обязательном порядке провести предварительную визуальную проверку мест проведения занятий, игр, труда с воспитанниками, мест хранения методического материала и других помещений ДОУ на предмет взрыво- и другой безопасности. 2.8. Непосредственно образовательная деятельность должна проводиться только при соблюдении санитарно-гигиенических норм в проветренном помещении, после влажной уборки (влажность воздуха должна быть 40-45 %). Температура в группах должна быть не ниже +18°С, в музыкальном зале не ниже +16°С, в спальной не ниже +19°С, в туалетной не ниже +20°С. 2.9. Приобретенные игрушки (за исключением мягконабивных) перед внесением в группу моют в течение 15 минут проточной водой при t 37°С с мылом и затем высушивают на воздухе. 2.10. Проверить списочный состав воспитанников, включив новеньких, соответствие полотенец для рук и ног количеству присутствующих воспитанников; наличие индивидуальных расчесок, стаканчиков для полоскания рта и др. 2.11. Родители и другие лица, которые по их поручению приводят воспитанника в детский сад, должны передавать его воспитателю или тому сотруднику ДОУ, который принимает воспитанников этот день. 2.12. Педагоги и воспитатели не должны приступать к работе при плохом самочувствии или во время внезапной болезни. 2.13. Перед проведением НОД и других видов детской деятельности, перед перемещением из одного помещения в другое, напоминать воспитанникам правила безопасного поведения. III. Требования безопасности во время проведения разных видов педагогической деятельности. 3.1. Обеспечить безопасное проведение для жизни и здоровья воспитанников разных видов коррекционно-педагогической деятельности. 3.2. Рассаживать воспитанников за столы в соответствии с ростовыми показателями. Мебель должна быть промаркирована. 3.3. Отводить места воспитанникам: - со значительным снижением слуха - за первыми, вторыми столами (рядами стульев); - с пониженной остротой зрения - у окон за первыми столами, свет должен падать с левой стороны; - склонным к частым заболеваниям, острым воспалениям верхних дыхательных путей, ревматическим заболеваниям - подальше от окна; - не менее двух раз в год воспитанников, сидящих в крайних первом и третьем рядах, меняют местами с целью предупреждения нарушения осанки и искривления позвоночника. 3.4. Нельзя оставлять воспитанников в помещениях учреждения без присмотра взрослых. Необходимо тщательно следить, чтобы воспитанники не ушли из ДОУ. 3.5. При работе с воспитанниками необходимо использовать прочный, исправный демонстрационный и раздаточный учебный материал, соответствующий санитарногигиеническим, дидактическим эстетическим требованиям. 3.6. Не проводить в перерывах между непосредственно образовательной деятельностью сквозное проветривание помещений в присутствии воспитанников. 5 Запрещается проветривание путем открывания полностью окон, проветривание проводить только через фрамугу. 3.7. Во время проведения непосредственно образовательной деятельности и других видов педагогической деятельности, перемещения из одного помещения ДОУ в другое необходимо следить за соблюдением воспитанниками правил безопасного поведения: не толкаться, не перегонять друг друга; при спуске и подъеме между этажами здания детского сада нужно держаться за перила. Для формирования сознательного и ответственного поведения в рамках образовательной программы с воспитанниками проводить НОД по правила дорожного движения, пожарной безопасности, электробезопасности, по профилактике бытового травматизма и т.д. НОД проводятся воспитателями, учителем-логопедом, и другими педагогами в интересной для воспитанников форме. К работе необходимо активно подключать родителей. Контроль знаний осуществлять путем опроса воспитанников, проведения итоговых практических занятий, наблюдения за выполнением усвоенных правил безопасного поведения в естественной обстановке. 3.8. В работе использовать только исправные технические средства обучения: магнитофон, телевизор и др. Не оставлять включенными в электросеть приборы и ТСО без присмотра. Не допускать подключения и отключения ТСО воспитанниками. Следить, чтобы воспитанники не дотрагивались к включенным ТСО, электрошнурам, электрогирляндам и др. 3.9. Длительность просмотра фильмов должна оставлять не более 15 минут. 3.10. Для использования интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить её равномерное освещение и отсутствие светлых пятен повышенной яркости. Продолжительность непрерывной НОД для детей: - от 3 до 4-х лет – не более 15 минут; - от 4-х до 5-ти лет – не более 20 минут; - от 5-ти до 6-ти лет – не более 25 минут; - от 6-ти до 7-ми лет – не более 30 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной – 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут. Продолжительность 1 занятия в группах должна составлять: - в младших 8-10 мин. - в средних 20 мин. - в старших 25 мин. - в подготовител. к школе 30 мин. Во всех группах в середине непосредственно образовательной деятельности необходимо проводить физкультминутки для глаз, осанки, пальцев, групп мышц длительностью 1,5-2 мин. Перерыв между занятиями должен быть не менее 10 минут. В дни каникул и в летний период НОД не проводится. Прогулки на открытом воздухе необходимо проводить не реже двух раз в день. 3.11. Следует в обязательном порядке соблюдать нормы и правила охраны жизни и здоровья воспитанников во время организации образовательного процесса: соблюдать режим дня, расписание, длительность непосредственно образовательной деятельности, физическую и психологическую нагрузку и др. 6 Несоблюдение гигиенических требований к режиму дня и учебной нагрузке может привести не только к появлению психоэмоциональных срывов, потере мотивации к обучению, но и ранним расстройствам здоровья воспитанников. 3.12. Необходимо исключить ситуации травмирования одним воспитанником другого путем рациональной организации детской деятельности. Исключить авторитарный стиль общения с воспитанниками, так как постоянный повышенный тон, окрики и принуждения способны нанести гораздо больший вред здоровью воспитанников, чем перегрузки на занятиях. 3.13. Требования к организации питания: - подавать пищу из кухни нужно в то время, когда в коридорах и на лестницах нет воспитанников; - во время раздачи пищи не допускать игр с воспитанниками около обеденных столов; - запрещается приносить в групповые комнаты кипяток; - температура горячей пищи при выдаче не должна превышать 70°С; - во время приема пищи необходимо следить за правильным использованием воспитанниками столовых приборов; - во избежание травм столовая и чайная посуда не должна иметь трещин и сколов; - запрещается приносить в ДОУ продукты питания из дома для угощения воспитанников. 3.14. При плохом самочувствии воспитанника или при получении травмы воспитатель обязан сразу сообщить об этом медицинской сестре, заведующему ДОУ и родителям воспитанника (законным представителям). В экстренных случаях немедленно вызвать "скорую помощь". 3.15. Следует обеспечить спокойный дневной сон для воспитанников не менее двух часов. Во время сна воспитанников присутствие воспитателя (или младшего воспитателя) в спальне обязательно 3.16. Обувь и одежда воспитанников должны быть удобны для игр и занятий. Обувь должна иметь нескользкую подошву, небольшой каблук, задник, Плотно сидеть на ноге. Недопустимо использовать булавки, броши. Запрещается ходить по влажному полу. 3.17. Вечером воспитатель обязан передать воспитанника родителям (законному представителю). Необходимо заранее договориться с родителями относительно тех лиц, которым они доверяют забирать воспитанника из ДОУ. 3.18. Запрещается отдавать воспитанников: - лицам, моложе 18 лет. Если родители настаивают на том, чтобы воспитанника забирали лица, моложе 18 лет, то необходимо взять с родителей расписку об этом разрешении и отдать её на хранение заведующему детским садом; - лицам в нетрезвом состоянии или с неадекватным поведением. В такой ситуации не вступать в острый конфликт с лицом, пришедшим за воспитанником, а спокойно убеждать, какая грозит опасность воспитаннику. В случае необходимости призвать на помощь другого сотрудника, родителей, администрацию или вызвать полицию (действовать по обстоятельствам). IV. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях. 4.1. При возникновении пожара необходимо: - немедленно эвакуировать воспитанников (согласно плану эвакуации) из помещения, закрыв все форточки, окна (с целью нераспространения быстрого огня); - сообщить о пожаре заведующему; - вызвать пожарную часть; 7 - при необходимости и возможности отключить электроэнергию; - приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения. 4.2. При получении травмы воспитанником необходимо: - немедленно оказать первую помощь пострадавшему, устранить воздействие на него повреждающих факторов, угрожающих жизни и здоровью (освободить от действия электрического тока, погасить горящую одежду, убрать травмирующий предмет и др.); - выполнить мероприятия по спасению пострадавшего в порядке срочности (восстановить проходимость дыхательных путей, провести искусственное дыхание, наружный массаж сердца, остановить кровотечение); - поддерживать основные жизненные функции пострадавшего воспитанника до прибытия медицинского работника; - сообщить об этом администрации учреждения, старшей медицинской сестре, родителям, при необходимости, отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. 4.3. При возникновении непредвиденных ситуаций следует: - обеспечить безопасность воспитанников; - сообщить администрации о случившемся, при необходимости, успеть оказать первую помощь при несчастном случае: - при необходимости, сообщить в службы спасения. 4.4. При аварии (прорыве) системы отопления необходимо немедленно удалить воспитанников из помещения, сообщить о происшедшем администрации. 4.5. Необходимо помнить об уголовной ответственности за несвоевременное сообщение о несчастном случае с воспитанником ДОУ или промедление в оказании помощи, эвакуации воспитанников, вызове "скорой помощи". V. Требования безопасности по окончании работы. 5.1. По окончании работы необходимо сообщить подменному воспитателю или другому подменному педагогу о количестве воспитанников, состоянии их здоровья, текущих делах. 5.2. Следует привести в порядок свое рабочее место и рабочие места воспитанников. 5.3. Выключить демонстрационные, электрические приборы, ТСО. 5.4. Убрать документацию, пособия, оборудование, использование на занятии в специально предназначенные места. 5.5. Привести в порядок помещение (убрать игрушки, пособия, проверить расстановку мебели, размещение детских вещей). 5.6. Вымыть игрушки. Игрушки моют ежедневно в конце дня, а в ясельных группах - 2 раза в день. Кукольная одежда стирается по мере загрязнения с использованием детского мыла и проглаживается. 5.7. Проветрить помещение. Закрыть окна, фрамуги, замкнуть двери, выключить свет, закрыть входные двери. Инструкцию разработала заместитель заведующего по БТЖ Г.В. Улинец