ПРИНЯТ: Общим собранием коллектива учреждения МДОУ «Детский сад № 55» г. Ухты Протокол №___________ От «___»_________2023г. СОГЛАСОВАНО: Начальник МУ «Управление образования» администрации МОГО «Ухта» __________/Н.Ю. Короткова/ «___»_________________2023г. УТВЕРЖДАЮ: Заведующий МДОУ «Детский сад № 55» ____________/С.И. Андреева/ «_____»_____________2023г. Приказ №_________ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД № 55 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА» г. УХТЫ Ухта, 2023 1 Содержание Введение Паспорт Программы развития 1. Краткая информационная справка 2. Анализ среды функционирования МДОУ «Детский сад №55» 3. Концептуальные основы Программы 4. Реализация Программы 5. Оценка эффективности Программы Приложения 3 5 7 8 18 24 41 42 2 ВВЕДЕНИЕ В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» (ст.28) к компетенции образовательной организации относится разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы ее развития. В соответствии с ГОСТ Р54871-2011 («Проектный менеджмент. Требования к управлению программой») Программа – это совокупность взаимосвязанных проектов и другой деятельности, направленных на достижение общей цели и реализуемых в условиях общих ограничений. Структурное построение Программы как документа планирования развития дошкольной образовательной организации (ДОО) определяется процессом ее разработки, который предполагает выполнение следующих содержательных этапов: − анализ (диагностика состояния ДОО, изучение внешних и внутренних факторов, определяющих развитие, SWOT-анализ), − целеполагание (определение и утверждение цели и задач, основных приоритетов), − планирование (определение сроков и механизмов достижения цели и задач, распределение ответственности за реализацию Программы). Основную нормативную базу, регламентирующую разработку ДОО Программы развития (далее – Программы), составляют: − Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ; − Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ; − Федеральный закон "О стратегическом планировании в Российской Федерации" от 28.06.2014 г. N 172-ФЗ; − Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р; − О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474; − О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы. Указ Президента РФ от 09.05.2017 N 203; − Об утверждении ФГОС дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155; − Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных 3 технологий при реализации образовательных программ». Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 N 816; − Профессиональный стандарт «Руководитель образовательной организации (управление дошкольной образовательной организацией и общеобразовательной организации)». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 апреля 2021 г. № 250н; − ГОСТ Р54871-2011. «Проектный менеджмент. Требования к управлению программой»; − ГОСТ Р54869-2011. «Проектный менеджмент. Требования к управлению проектом»; − Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие дополнительного образования детей, выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности». Распоряжение Минпросвещения России от 21.06.2021 № Р126; − О программе развития образовательной организации. Письмо Минпросвещения России от 07.06.2019 № 07-3760; − Стратегия социально-экономического развития МО ГО «Ухта» на период до 2035 года (Решение Совета МО ГО «Ухта» от 23.12.2020 № 37); − Муниципальная программа МО ГО «Ухта» «Развитие образования» (Постановление администрации МО ГО «Ухта» от 25.01.2021 г. N 120, с изменениями и дополнениями); − Положение об оценке эффективности деятельности руководителей муниципальных образовательных организаций на территории МОГО «Ухта». Утверждено приказом Управления образования АМО ГО «Ухта» от 31.08.2020 № 05-08/201; − Устав ДОУ 4 Паспорт Программы развития Наименование Программы Заказчик Программы Программа развития Муниципального образовательного учреждения «Детский комбинированного вида», город Ухта Управление образования АМО ГО «Ухта» Руководитель Программы Куратор Программы Заведующий Андреева Светлана Игоревна Участники Программы Основания для разработки Программы Цель Программы Педагогический коллектив представители) воспитанников Задачи Программы Сроки реализации Программы дошкольного сад №55 Заместитель заведующего Жбанникова Анастасия Сергеевна ДОО, родители (законные Завершение действующей Программы развития Цель: создание условий, способствующих развитию к концу старшего дошкольного возраста инженерно-технического мышления у 70% воспитанников, включающего в себя навыки конструирования, технического моделирования и основ программирования, а также творческого воображения и коммуникативных способностей Задачи: 1. Создать групповые центры конструирования и технического творчества, оснащенные различными видами конструкторов. 2. Пополнить "Лабораторию по Лего-конструированию и робототехнике" пособиями по развитию алгоритмических умений 3. Создать условия для повышения у 75% педагогов компетенций по направлениям: "Основы 3D - печати", "Графический дизайн", "Развитие технического творчества дошкольников", "Развитие алгоритмических умений дошкольников". 4. Сформировать у 70% детей к концу старшего дошкольного возраста инженерно-техническое мышление, включающее в себя развитие навыков конструирования, технического моделирования и основ программирования, а также творческого воображения и коммуникативных способностей 5. Вовлечь 80% родителей (законных представителей) в совместную техническую деятельность 6. Выстроить взаимодействие с социальными партнерами "Детский технопарк "Кванториум", МОУ ДОД "Центр юных техников", МАДОУ "Детский сад "Легополис" г.Перми, МАДОУ «Детский сад «Электроник» г.Перми сентябрь 2023 – май 2026 г.г. 5 Источники и объемы Бюджетное и внебюджетное финансирование; финансирования Участие в конкурсах грантовой поддержки; спонсорская помощь. Этапы реализации Первый этап. Организационный – сентябрь 2023 - август 2024 уч.г. Программы Второй этап. Основной – сентябрь 2024 – декабрь 2025 уч.г. Третий этап. Заключительный – январь 2026 – май 2026 г. Основные механизмы - Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов по направлениям: "Основы 3D - печати", реализации "Графический дизайн", "Развитие технического творчества Программы дошкольников", "Развитие алгоритмических умений дошкольников" - Выстраивание партнерских отношений между родителями (законными представителями) и ДОУ; - Разработка и внедрение модели социального партнерства и преемственности между различными социальными институтами (семья, ДОУ, школа, ВУЗ) по технической направленности; - Вовлечение детей в деятельность по направлениям: конструирование, техническое моделирование, программирование, развитие творческого воображения и развитие коммуникативных способностей 1. Создан узнаваемый бренд МДОУ "Детский сад №55" – Детский Ожидаемые сад "Легоград" с соответствующей развивающей средой результаты технической направленности: созданы групповые центры реализации конструирования и технического творчества, оснащенные Программы различными видами конструкторов; 2. "Лаборатория по Лего-констурированию и робототехнике" оснащена пособиями по развитию алгоритмических умений детей дошкольного возраста; 3. 75% педагогов повысили свои компетенции по направлениям: "Основы 3D - печати", "Графический дизайн", "Развитие технического творчества дошкольников", "Развитие алгоритмических умений дошкольников". 4. У 70% детей к концу старшего дошкольного возраста сформированы предпосылки для развития инженерно-технического мышления, включающего в себя развитие навыков конструирования, технического моделирования и основ программирования, а также творческое воображение и коммуникативные способности. 5. 80% родителей (законных представителей) вовлечены в совместную техническую деятельность по всем направлениям Программы; 6. Выстроено взаимодействие с социальными партнерами "Детский технопарк "Кванториум", МОУ ДОД "Центр юных техников", МАДОУ "Детский сад "Легополис", МАДОУ «Детский сад «Электроник» г.Перми - Сдвиг сроков выполнения проектов Программы; Риски реализации - Конфликты и недостаточная мотивация участников Программы; Программы - Недостижение всех заявленных результатов. 6 1. КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 55 комбинированного вида» открыто 16 октября 1986 года. МДОУ расположено в двухэтажном панельном здании внутри жилого микрорайона на проспекте Ленина. С 1986 по 1991 годы осуществлялась работа в ведомстве ОАО «Ухтинский механический завод»; функционировало 13 групп, одна группа переоборудована в спортивный зал. В 1991 году МДОУ передано в муниципальную собственность города Ухты. На 31.05.2023 г. общая площадь помещений (с централизованным водоснабжением холодной и горячей водой и отоплением) составляет 10779 м2. На 31.05.2023 г. МДОУ «Детский сад №55» реализует следующие образовательные программы: - Основная образовательная программа дошкольного образования (с изменениями и дополнениями от 30.08.2022 г.); - Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования (с изменениями и дополнениями от 30.08.2022 г.). Дополнительные образовательные программы для детей: Волшебная ниточка Учимся читать Ментальная арифметика Ритмика Юный инженер LEGO DUPLO LEGO конструирование Говорилка Волшебное тесто Веселая школа рисования Детский фитнес Общая численность воспитанников на 01.01.2023 года – 276 человек. Общая численность персонала на 31.05.2023 составляет 64 человека, в том числе: АУП - 3 чел. (4 %), педагогический персонал - 30 чел. (47%), учебно–вспомогательный персонал – 14 чел. (22%), обслуживающий персонал – 17 чел. (27 %). В ДОО сформирована трехуровневая линейно-функциональная структура 7 управления (см. Приложение 1). Полномочия Учредителя осуществляет Управление образования администрации муниципального образования городского округа «Ухта». Управление осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом ДОО является заведующий. Коллегиальные органы управления ДОО - общее собрание коллектива, педагогический совет, совет МДОУ, общее родительское собрание. 2. АНАЛИЗ СРЕДЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ МДОУ «Детский сад №55» 2.1. Анализ внешней среды Анализ экономической ситуации в г. Ухте, Республике Коми и РФ позволяет выделить следующие тенденции, влияющие на развитие ДОО: 1. Положительное влияние: - наличие в РФ грантодателей, готовых финансировать на конкурсной основе модернизацию материально-технической базы образовательных организаций и развитие их кадрового потенциала; 2. Отрицательное влияние: - снижение платежеспособности населения Ухты в связи с инфляцией и экономической нестабильностью сужает возможности оказания платных услуг; Анализ социальной среды позволяет выделить ряд тенденций, влияющих на развитие ДОО: 1. Положительное влияние: в РФ сохраняется господдержка семей (материнский капитал, социальные выплаты семьям, имеющим детей, поддержка многодетных семей и др.), нацеленная на рост численности детей; 2. Отрицательное влияние: продолжается отток молодежи из Ухты, что уменьшает шансы ДОО на своевременное омоложение кадрового состава; Анализ политико-правовой среды указывает на следующие тенденции и факторы, влияющие на развитие ДОО: 1. Положительное влияние: - в федеральном бюджете предусмотрены ассигнования в форме субсидий образовательным организациям, которые реализуют образовательные программы 8 дошкольного образования, на создание инфраструктуры консультационных центров, оказывающих бесплатную методическую, психолого-педагогическую, диагностическую и консультационную помощь родителям детей дошкольного возраста; возвращение воспитания в систему российского образования – развитие программ воспитания в образовательных организациях, условий для участия детей в мероприятиях патриотической направленности. Отрицательное влияние: - централизация финансовых потоков ставит местный бюджет в еще большую зависимость от регионального и федерального софинансирования (что снижает возможности получения ДОО дополнительного бюджетного финансирования). Анализ технико-технологической среды позволяет выделить следующие тенденции и факторы, влияющие на развитие ДОО: 1. Положительное влияние: развитие ИКТ в России и РК позволяет внедрять их в работу ДОО; 2. Отрицательное влияние: - внедрение дистанционного образования требует создания дополнительных условий, которые не подкреплены финансовой поддержкой государства; 2.2. Анализ внутренней среды Кадровый потенциал ДОО За период с 2020 по 2023 год численность персонала ДОО осталась на прежнем уровне, улучшены условия и охрана труда сотрудников ДОО. Однако с 2023 г. имеется недоукомплектованность штатными педагогическими кадрами, которая составляет 91%, в связи с тем, что в течении второго полугодия 2022 – 2023 уч.г. не функционировала одна группа в Учреждении по причине закрытия на ремонт, также есть педагогические работники, которые решили сменить сферу деятельности и ушли из отрасли образования. Большая часть педагогического коллектива имеет средне – специальное и высшее педагогическое образование. Такой потенциал позволяет осуществлять образовательную деятельность в ДОО на высоком профессиональном уровне. Высшее педагогическое образование имеют 12 чел. (40%), среднее профессиональное образование – 18 чел. (60 %). Профессиональное развитие персонала позволило увеличить долю педагогических работников высшей квалификации до 30%. Наставничество опытных работников позволило уменьшить срок адаптации вновь 9 принятых сотрудников с 6 до 4 месяцев. Материально-технические условия и безопасность За 2020 - 2023 годы в ДОО значительно обновлена материально-техническая база: - проведен ремонт в групповых помещениях, - приобретены комплекты мебели для групповых помещений; - приобретены игрушки, пособия и методическая литература; - ежемесячно проходит техническое обслуживание всех систем пожарной безопасности, согласно требованиям, проводятся испытания пожарных и эвакуационных лестниц, кранов пожарных гидрантов; - с целью повышения энергоэффективности ДОО осуществлен ряд мероприятий: замена люминесцентных светильников на светодиодные, замена лампочек накаливания на светодиодные, замена кранов водопровода; - обеспечена антитеррористическая защищенность ДОО; - приобретены мини – роботы Bee – Bot и Робомышь для лаборатории по Лего – конструированию и робототехники. Вместе с тем уровень материально-технического оснащения оставляет желать лучшего в сфере обеспечения ДОО современной медиа-аппаратурой, компьютерами и интерактивным оборудованием. Имеет место дефицит площадей для организации дополнительных образовательных услуг. Реализация образовательных программ В основу организации образовательного процесса положен комплексно- тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью. Акцент делается на интеграцию образовательных областей (социально- коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие). Основная образовательная программа и Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования МДОУ «Детский сад №55» направлены на формирование общей культуры развития физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста. Содержание Основной образовательной программы и Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ «Детский сад №55» обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие образовательные области (направления развития): 10 социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие и физическое развитие. Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач, поставленных Адаптированной основной образовательной программой, обеспечивается благодаря комплексному подходу и интеграции усилий специалистов педагогического профиля и семей воспитанников. Образовательная деятельность с воспитанниками, организуемая в ходе занятий, режимных моментов и самостоятельной деятельности детей, осуществляется посредством организации различных видов детской деятельности. Продолжительность и количество занятий в возрастных группах определяется требованиями СанПиН. В целях сохранения и укрепления здоровья воспитанников и их физического развития в МДОУ «Детский сад №55» разработана и реализуется комплексно-целевая программа. Кроме того, в ДОУ функционируют дополнительные услуги по следующим направлениям: - физкультурно-спортивное; - художественное; - социально-педагогическое; - техническое. Таким образом, содержание дошкольного образования в детском саду реализуется посредством Основной образовательной программы дошкольного образования и Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №55 комбинированного вида», с учетом национально-регионального компонента, контингентом воспитанников. На сегодняшний день в осуществлении образовательных программ имеют место следующие проблемы: - недостаток цифровой образовательной среды: электронных образовательных ресурсов (электронных интерактивных методических материалов, компьютерных обучающих программ). Воспитанники и медико-социальные условия их пребывания в ДОО Общая численность воспитанников на 01.01.2023 года в разрезе возрастных групп: детей дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) – 9 групп (191 ребенок); 11 детей раннего возраста (с 1,6 до 3 лет) - 4 группы (83 ребёнка), см. Таблицу 1. Таблица 1. Общая численность воспитанников на 01.01.2023 года в разрезе возрастных групп Наименование групп Количество групп Возраст детей Списочный группы, чел. Группа раннего возраста Первая младшая группа Вторая младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа 2 2 1 2 3 3 1,6-2 лет 2-3 года 3-4 года 4-5 лет 5-6 лет 6-7 лет 38 45 25 51 51 64 состав В ДОО сформирована здоровьесберегающая среда: - рационально организован учебно-воспитательный процесс с целью предотвращения перегрузки, перенапряжения воспитанников; - созданы условия для медицинского обслуживания воспитанников: имеется медицинский кабинет, заключен договор с МУ «Ухтинская детская поликлиника». В ДОУ создаются необходимые условия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, их физического развития. Для этого, педагогическим коллективом была разработана комплексно-целевая программа «Будь здоров, малыш!». Таким образом, ежегодно, в соответствии с комплексно-целевой программой проводятся физкультурно-оздоровительные, профилактические, коррекционные и просветительские мероприятия. Кроме того, в ДОУ организуются дополнительные услуги, направленные на физическое развитие детей: Детский фитнес Ритмика Тхэквондо Вместе с тем еще остаются проблемы, которые необходимо решить: - высокий уровень непосещения ДОО из-за болезней воспитанников, индекс здоровья снизился на 2,2%. 12 Взаимодействие с родителями (законными представителями) Сведения о семьях воспитанников иллюстрирует Таблица 2. Таблица 2. Социальный анамнез семей воспитанников ДОУ № п/п Показатели 1 2 Всего воспитанников ДОУ Количество родителей воспитанников ДОУ Состав семьи: - однодетная - двухдетная - многодетная (3 детей и более) - полная - неполная Статус семьи: «семья группы риска» 3 4 На 01.01.2021 количество 306 295 Период На 01.01.2022 количество 293 268 На 01.01.2023 количество 274 247 115 153 27 266 10 1 165 78 25 223 21 0 82 141 24 198 26 2 В ДОО для построения эффективных коммуникаций с родителями (законными представителями) воспитанников используются следующие каналы: - родительские собрания (общесадовые и групповые, периодичностью 1 раз в квартал); - страницы ДОО и групп в соцсети «ВКонтакте» и мессенджере «Телеграм», где публикуются значимые и интересные события из жизни детского сада и воспитанников, актуализируется вся необходимая информация - прием заведующего по личным вопросам (каждая среда с 17.00 до 19.00). Взаимодействие с родителями позволило улучшить качество образовательного процесса, пересмотреть организацию питания в ДОУ. Однако и в этой сфере имеют место проблемы: - низкая мотивация части родителей в оказании помощи педагогам группы и ДОУ в целом; - отсутствие взаимопонимания при решении вопросов в части воспитания и образования воспитанников. Управление ДОО Управление предусмотренных организацией осуществляется профессиональным стандартом на основе трудовых «Руководитель функций, образовательной организации». В ДОО осуществляется планирование (разрабатывается Программа развития, 13 составляются планы образовательной деятельности). Организационная функция управления осуществляется путем: построения и корректировки оргструктуры управления ДОО; технологизации (алгоритмизации) тех видов работ, где это целесообразно; распределения поручений и ресурсов на их выполнение в соответствие с планами; делегирования полномочий. Для мотивации персонала разработано Положение об оплате труда, критерии материального и нематериального стимулирования работников. Контрольная функция выстроена в рамках ВСОКО и предусматривает контроль качества содержания и организации образовательной деятельности, качества условий, обеспечивающих образовательную деятельность, качества результатов образовательной деятельности, качества условий получения дошкольного образования воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, качества содержания и условий осуществления повседневного ухода, безопасности и здоровья, качества управления и развития Учреждения. Бюджетирование в ДОО осуществляется из нескольких источников: субсидии из бюджета МОГО «Ухта» и собственных средств Учреждения за счет приносящей доход деятельности. Поддержка организационной культуры ДОО осуществляется на основе Правил внутреннего трудового распорядка работников Учреждения. Руководство административной, финансовой и хозяйственной деятельностью ДОО осуществляется в соответствии с учредительными документами ДОО, реализован комплекс эффективных мер по предупреждению коррупции: проводятся все мероприятия согласна Плана мероприятий по противодействию коррупции, регулярно проводятся профилактические беседы и инструктажи сотрудников, размещается информация о борьбе с коррупцией на информационном стенде, официальном сайте учреждения, также данная информация доводиться до родителей (законных представителей) в социальных сетях и чатах. В учреждении назначено ответственное лицо и создана рабочая группа по предупреждению коррупционных проявлений в учреждении. 14 3. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ 3.1. Принципы, заложенные в основу Программы. Модель ДОО В основу разработки Программы развития заложены следующие принципы планирования: − Принцип сбалансированности (означает согласованность и сбалансированность документов планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям, финансовым и иным ресурсам и срокам реализации); − Принцип результативности и эффективности (означает, что выбор способов и методов достижения целей развития ДОО должен основываться на необходимости достижения заданных результатов с наименьшими затратами ресурсов в соответствии с документами планирования); − Принцип ответственности участников планирования (означает, что участники планирования несут ответственность за своевременность и качество разработки и корректировки документов планирования, осуществления мероприятий по достижению целей развития и за результативность и эффективность решения задач развития в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации); − Принцип реалистичности (означает, что при определении целей и задач развития ДОО участники планирования должны исходить из возможности достижения целей и решения задач в установленные сроки с учетом ресурсных ограничений и рисков); − Принцип ресурсной обеспеченности (означает, что при разработке и утверждении (одобрении) документов планирования, разрабатываемых в рамках планирования и программирования, должны быть определены источники финансового и иного ресурсного обеспечения мероприятий, предусмотренных этими документами, в пределах ограничений, определяемых документами планирования); − Принцип измеряемости целей (означает, что должна быть обеспечена возможность оценки достижения целей и задач развития ДОО с использованием количественных и (или) качественных целевых показателей, критериев и методов их оценки, используемых в процессе планирования); − Программно-целевой принцип (означает определение приоритетов и целей развития, разработка взаимоувязанных по целям, срокам реализации программ и проектов ДОО и определение объемов и источников их финансирования). Муниципально-общественное управление ДОО основывается на следующих 15 принципах: законность, защита прав и реализация законных интересов участников образовательного процесса; приоритетность качества образования и качества жизни воспитанников; добровольность участия и самодеятельность общественности в муниципальнообщественном управлении; сохранение разумного баланса муниципальной и общественной составляющих в системе муниципально-общественного управления, их обязанностей, прав, полномочий и ответственности. Программа ДОО также учитывает рекомендации Минпросвещения России к программам образовательных организаций: актуальность - нацеленность на решение ключевых проблем развития ДОО; прогностичность - ориентация на удовлетворение «завтрашнего» социального заказа на образование и управление образовательной организацией, учет направлений развития системы образования, изменений социальной ситуации; культура оформления программы - качество оформления, комфортность восприятия текста, набор цветовых, графических, словесных констант, обеспечивающих визуальное и смысловое единство содержания и внешней формы программы, использование современных технических средств. В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в системе дошкольного образования РФ является поиск путей, обеспечивающих интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности и предусматривающего в своей основе лично-ориентированную модель образования. Это служит основой для формирования модели самой ДОО как единой системы образовательно-оздоровительного и воспитательного процесса, ориентированного на личностное развитие воспитанников. Перспектива новой модели дошкольного учреждения предполагает: - Действенную, отвечающую современным требования, нормативную базу ДОУ для обеспечения качественного дошкольного образования, создание современной кадровой, стабильной финансово-экономической, материально-технической базы, предполагающей высокий уровень качества дошкольного образования. - Эффективную модель управления, направленную на повышение имиджа Учреждения. - Активность, инициативность участия коллектива, родительской общественности в управлении ДОУ. - Вовлеченность родителей (законных представителей) в техническое творчество. 16 - Четкое распределение и согласование компетенций, функций и полномочий коллегиальных, совещательных органов управления коллективом, согласование и ответственность всех субъектов образовательных отношений. - Наличие современной инновационной развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей качество реализации образовательных программ дошкольного образования ДОУ в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. - Обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования. - Организация деятельности самоуправления и образовательной деятельности, согласно локальных актов, в соответствии с законодательством РФ. - Активное и систематическое использование педагогами инновационных технологий в образовательной деятельности. - Стабильная работа педагогического коллектива в режиме инновационного развития. количества -Увеличение высококвалифицированных педагогических кадров, преимущественно с первой и высшей квалификационными категориями. - Эффективная комплексная психолого-педагогическая система сопровождения воспитанников раннего возраста и их родителей (законных представителей). 3.2. Миссия, цель и задачи Программы Миссия ДОО - обеспечение возможности получения ребенком качественного дошкольного образования через реализацию современных педагогических технологий, развитие его социальных компетенций в условиях интеграции усилий семьи и детского сада. Для решения проблем, выявленных в ходе анализа, для достижения будущего ДОО, заложенного в его модели, мы поставили следующие цель и задачи: Цель: создание условий, способствующих развитию к концу старшего дошкольного возраста инженерно-технического мышления у 70% воспитанников, включающего в себя навыки конструирования, технического моделирования и основ программирования, а также творческого воображения и коммуникативных способностей. Задачи: 1. Создать групповые центры конструирования и технического творчества, оснащенные различными видами конструкторов. 2. Пополнить "Лабораторию по Лего-конструированию и робототехнике" пособиями по развитию алгоритмических умений 3. Создать условия для повышения у 75% педагогов компетенций по 17 направлениям: "Основы 3D - печати", "Графический дизайн", "Развитие технического творчества дошкольников", "Развитие алгоритмических умений дошкольников". 4. Сформировать у 70% детей к концу старшего дошкольного возраста инженерно-техническое мышление, включающее в себя развитие навыков конструирования, технического моделирования и основ программирования, а также творческого воображения и коммуникативных способностей 5. Вовлечь 80% родителей (законных представителей) в совместную техническую деятельность 6. Выстроить взаимодействие с социальными партнерами "Детский технопарк "Кванториум", МОУ ДОД "Центр юных техников", МАДОУ "Детский сад "Легополис" г.Перми, МАДОУ «Детский сад «Электроник» г.Перми 18 3.3. Механизмы реализации Программы Для реализации Программы нами предусмотрены следующие механизмы: Финансово-экономический: − формирование бюджета с учетом цели и задач Программы; − привлечение спонсоров, благотворителей; − организация конкурсов; − внебюджетное финансирование проектов в рамках стратегии развития − финансовое стимулирование и др. Нормативно-правовой: − развитие и совершенствование локальной нормативной базы реализации Программы (разработка новых Положений; совершенствование эффективных контрактов, должностных инструкций и др.); − нормативное регулирование порядка предоставления участникам образовательных и воспитательных отношений необходимых условий в части ресурсного обеспечения реализации задач и направлений развития образования и воспитания, предусмотренных Программой; Управленческий: − распределение функций по реализации Программы за подразделениями − организация работ по реализации Программы в текущей деятельности ДОО; подразделений ДОО и взаимодействия подразделений ДОО (вертикальные и горизонтальные) по вопросам реализации Программы; − координация (согласование) с учредителем и исполнителями изменений в Программе; − организация работы с родителями, социальными партнерами и другими ДОО по реализации Программы; − формирование мер стимулирования эффективного осуществления Программы развития ДОО; − формирование показателей, отражающих результативность и эффективность системы образования и воспитания в ДОО; − выработка и реализация эффективных мер входного, текущего и итогового контроля; − организация мониторинга достижения качественных и количественных показателей (ежегодный мониторинг реализации Программы) и др. 19 Научно-исследовательский и методический: − проведение опроса (анкетирования) родителей воспитанников для оценки уровня их удовлетворенности услугами ДОО; − проведение опроса (анкетирования) социальных партнеров при оценке совместных проектов; − подготовка методических рекомендаций по различным направлениям деятельности ДОО; − изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий и форм организации социальных отношений на психическое здоровье детей, на их интеллектуальные способности, эмоциональное развитие и формирование личности; − проведение психолого-педагогических исследований, направленных на получение данных о тенденциях в области личностного развития детей и др. Информационно-коммуникационный: − организация и осуществление обратной связи с родителями, учредителем, заинтересованными сторонами по вопросам реализации Программы; − организация информационных потоков, документооборота и его автоматизации в ДОО на основе соответствующих регламентов; − создание информационных баз данных по различным вопросам; − использование современных информационных и коммуникационных технологий, электронных информационно-методических ресурсов для достижения цели и задач Программы и др. Все механизмы будут осуществляться через проектное управление. 20 4.3. Управление реализацией Программы С реализацией Программы будет увязана система мотивации сотрудников ДОО. Объекты, методы и сроки контроля иллюстрирует матрица контроля выполнения Программы (см. Таблицу 8) Таблица 8 - Матрица контроля выполнения Программы Объект контроля Методы контроля Отчеты о достижении цели Оценка степени и задач Программы соответствия отчета (промежуточные) требованиям по структуре и содержанию, степени Отчет о достижении цели и достижения результатов задач Программы (итоговый) Отчет о реализации ФОП Проверка выполнения показателей параметров качества Уровень Оценка итогов удовлетворенности анкетирования участников участников Программы Отчеты о результатах Проверка отчетов на опросов родителей предмет их полноты и (законных представителей) качества Качество документов, Оценка комплектности, сопровождающих достоверности, реализацию Программы актуальности документов, их соответствия цели и задачам Программы Прейскурант цен на доп. Оценка соответствия услуги требованиям рентабельности Посещаемость сайта и Проверка количества сообществ ДОО в соц.сети просмотров ВК и канала в мессенджере "Телеграм", мобильного приложения "Растем вместе" Фотоотчеты о проведении Проверка факта мероприятий, программ для размещения в интернете и размещения в интернет качества фотоотчета Базовый уровень Собеседование, компетенций сотрудников тестирование входное Ответственный Кураторы мероприятий Куратор Программы Срок До 20.01 года, следующего за отчетным До 01.03.2026__ Заведующий, ст.воспитатель Ежегодно – до 15.05. Куратор Декабрь 2025 г. Ст. воспитатель До 15.05. Заведующий, По мере ст.воспитатель, реализации зам.заведующе мероприятий го Заведующий, ст.воспитатель, До 01.10. Зам.заведующе го ежемесячно Зам.заведующег ежемесячно о, старший воспитатель Ст. воспитатель 2024 - 2025 г.г. 21 22 4.5. Риски реализации Программы Анализ рисков позволил выделить следующие их виды и причины, предложить пути снижения (см. таблицы ниже). Список идентифицированных рисков Причина риска Риск Симптом (триггер) риска Ненадежность поставщика Срыв сроков поставки Срыв сроков оформления сертификата на оборудование Неверное определение и постановка целей Конфликты участников Конфликты участников Задержка сроков (ключевой вехи) Низкая квалификация персонала, дефицит специалистов Низкая мотивация, плохая организация Смена приоритетов финансирования учредителя Некомпетентность, неопытность руководителей Программы и ее проектов Неверная оценка рынка Нарушение графика финансирования Нечеткая постановка целей Потеря управляемости Программой и проектами Развал команды, уход ключевых специалистов Снижение рентабельности платных услуг Экономический кризис, инфляция Повышение стоимости оборудования и материалов, продуктов питания Ошибки в договоре, в проектной документации Разрыв договоров, жалобы, иски Повышение объемов работ сверх плана Низкое качество работ Низкое качество проектных документов Низкое качество продуктов и результатов проектов Ошибки персонала Низкое качество выполнения работ Отсутствие обучения Форс-мажорные события Вандализм Аварии, поломки, пожары и др. Повторное выполнение работы, переделки Жалобы членов команды, саботаж Задержка поступлений более, чем на 1 неделю Недовольство членов команды (группы) Заявления об уходе Снижение рентабель-ности на протяжении 2-х отчет. периодов Объявления поставщиков о росте цен Предъявление претензий Жалобы клиентов (внешних и внутренних), сбои в процессе работ Регулярные, повторяющиеся сбои в работе, недостижение запланированных результатов 23 План реагирования на риски Риск Планирование реагирования на риски Метод План предотвращения риска План реагирования реагирования при возникновении риска Срыв сроков Передача риска Определение штрафных Взыскание штрафов, поставки санкций в договоре, запрос страховки страхование поставок Неверное опреМинимизация Разработка паспорта Внесение изменений в деление и поста- риска Программы и согласование документы, новка целей его со всеми участниками корректировка целей Конфликты Минимизация Квалифицированный отбор Управление участников риска персонала в Программу, конфликтом, проведение мероприятий по корректировка командообразованию системы мотивации Ошибки Обучение персонала, тща- Выявление и персонала тельный входной контроль устранение причин Развал команды, Минимизация Эффективное управление Индивидуальная уход ключевых риска персоналом работа со специаспециалистов листом. Корректировки в системе управления персоналом Потеря Минимизация Выбор опытного и Смена или обучение управляемости риска компетентного руководителя руководителя проектом проекта Программы, проекта, наставничество Повышение Принятие риска Прогнозирование инфляции Реализация одного из стоимости на период Программы, учет сценариев оборудования и при расчете затрат, материалов разработка сценариев Разрыв Минимизация Обучение персонала, Претензионная договоров, риска разработка стандартов работа, урегулирожалобы, иски вание конфликтов Форс-мажорные Передача Страхование рисков риски Принятие риска Установка сигнализации, систем быстрого реагирования, обучение персонала 24 5.ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ Методика оценки эффективности Программы основана на проведении следующих оценок: 1) степень достижения цели и решения задач Программы путем сопоставления фактически достигнутых значений показателей (индикаторов) Программы, и их плановых значений по формуле: СДЦ= (СДП1 +СДП2+СДПN)/N, где: СДЦ - степень достижения целей (решения задач), СДП - степень достижения показателя (индикатора) Программы, N – количество показателей (индикаторов) Программы. Степень достижения показателя (индикатора) Программы рассчитывается по формуле: СДП =ЗФ/ЗП, где: ЗФ – фактическое значение показателя (индикатора) Программы, ЗП – плановое значение (для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является рост значений), или СДП= ЗП/ЗФ (для показателей (индикаторов), желаемой тенденцией развития которых является снижение значений); 2) степень соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств бюджета Программы определяется путем сопоставления плановых и фактических объемов финансирования Программы по формуле: УФ =ФФ/ФП, где: УФ – уровень финансирования реализации Программы, ФФ – фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию Программы, ФП – плановый объем финансовых ресурсов на соответствующий отчетный период. Эффективность реализации Программы рассчитывается по следующей формуле: ЭРП= СДЦ х УФ. Полученные значения позволяют говорить о том, что уровень эффективности Программы является удовлетворительным. Вывод об эффективности (неэффективности) реализации Программы определен на основании следующих критериев: Критерий Вывод об эффективности реализации Программы Неэффективная менее 0,5 Уровень эффективности удовлетворительный Эффективная Высокоэффективная 0,5 - 0,79 0,8 - 1 более 1 25 Приложение 1 Система управления дошкольным образовательным учреждением Управление дошкольным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Уставом ДОУ. Управление ДОУ осуществляется коллегиальными органами управления: общее собрание коллектива, педагогический совет, совет МДОУ, общее родительское собрание. Деятельность данных форм самоуправления регулируется в соответствии с утвержденными Положениями. Алгоритм управления в дошкольном учреждении выстраивается на основе планирования, организации, руководства и контроля. Планирование осуществляется на основе проблемного анализа. Анализ основных направлений и показателей деятельности основывается на данных аналитической деятельности итогов внутреннего мониторинга качества и контроля. Высшей формой управления Учреждением является Общее собрание коллектива Учреждения. Общее собрание коллектива Учреждения является постоянно действующим органом. Основная функция Общего собрания коллектива Учреждения – обеспечение соблюдения Учреждением целей, в интересах которых оно было создано. Членами Общего собрания коллектива Учреждения являются все работники с момента заключения трудового договора и до прекращения его действия, с правом решающего голоса. Высшим органом управления педагогическим коллективом Учреждения является Педагогический совет, созданный в целях рассмотрения педагогических и методических вопросов совершенствования образовательного процесса. К функциям Педагогического совета относятся: определение направления образовательной деятельности Учреждения; разработка и принятие образовательной программы дошкольного образования, учебных рабочих программ, учебного плана, расписания непосредственно образовательной деятельности, календарного учебного графика; принятие локальных нормативных актов по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентации правил приема воспитанников, режима занятий воспитанников, порядка отчисления воспитанников, порядка оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между Учреждением и воспитанниками и (или) родителями (законными представителями) воспитанников; принятие локальных нормативных актов Учреждения, касающихся педагогической деятельности, решение вопросов о внесении в них необходимых изменений и дополнений; рассмотрение вопросов планирования образовательной деятельности, содержания, форм и методов образовательного процесса; рассмотрение вопросов организации и совершенствования методического обеспечения образовательного процесса в Учреждении; рассмотрение 26 вопросов повышения квалификации и переподготовки 8 кадров; рассмотрение вопросов организации дополнительных образовательных услуг, в том числе платных; выбор образовательных программ, технологий и методик для их реализации в образовательном процессе Учреждения; организация, выявление, обобщение, распространение, внедрение передового педагогического опыта; заслушивание отчётов Руководителя о создании условий для реализации образовательной программы дошкольного образования; заслушивание анализов работы педагогических и медицинских работников по охране жизни и здоровья воспитанников, о ходе реализации образовательной программы дошкольного образования, результаты готовности воспитанников к школьному обучению, выполнение плана работы на учебный год. Общее руководство Учреждением осуществляет Совет Учреждения. К компетенции Совета Учреждения относится: прогнозирование развития, материальнотехнического обеспечения и оснащения образовательного процесса; взаимодействие с администрацией и Педагогическим советом Учреждения; принятие локальных нормативных актов в соответствии с установленной компетенцией; решение вопросов о внесении в них необходимых изменений и дополнений; разработка и принятие Программы развития Учреждения; принятие решений по урегулированию социальнотрудовых отношений, законодательства, принятие ограждающих необходимых мер, педагогических в рамках работников и действующего администрацию Учреждения от необоснованного вмешательства в их профессиональную деятельность. Для оказания помощи педагогическому коллективу в организации образовательного процесса и социальной защиты воспитанников, в Учреждении действуют общие (групповые) родительские собрания, являющиеся постоянно действующими органами. Таким образом, вся система управления дошкольного учреждения направлена на развитие и повышение качества образования. 27