Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №55» комбинированного вида г. Ухты (МДОУ «Детский сад №55» г. Ухты) УТВЕРЖДЕНО Приказом заведующего МДОУ «Детский сад №55» г. Ухты от 30.08.2024 № 01-06/194 ПОЛОЖЕНИЕ О ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано для муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 55 комбинированного вида», реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее – Учреждение), в составе которого имеется группа компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи (далее – группа для детей с ОНР). 1.2. Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию коррекционной работы с воспитанниками группы для детей с ОНР В Учреждении. 1.3. Положение разработано в соответствии со следующими нормативными и правовыми актами: - Федеральным Законом «Об образовании в РФ»; - Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях СанПиН 2.4.1.2660-13; - Уставом Учреждения. 1.4. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение действует до принятия нового. 1.5. Положение принимается Педагогическим советом Учреждения и утверждается приказом руководителя Учреждения. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом и утверждаются приказом руководителя Учреждения. 2. Цели и задачи группы для детей с ОНР 2.1. Группа для детей с ОНР создается в целях: - оказания коррекционной помощи воспитанникам Учреждения, имеющим общее недоразвитие речи (далее – ОНР); - оказания помощи в освоении в освоении Адаптированной образовательной программы дошкольного образования Учреждения (далее – ОП Учреждения) для детей, имеющих ОНР. 2.2. Основными задачами группы для детей с ОНР являются: - обеспечение коррекции ОНР у воспитанников Учреждения; - своевременное выявление особых образовательных потребностей воспитанников, имеющих ОНР; - обеспечение индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической особенностей помощи их воспитанникам, психофизического имеющих развития и ОНР, с учетом индивидуальных возможностей; - обеспечение возможности освоения и преодоления трудностей в освоении воспитанниками, имеющими ОНР, основной общеобразовательной программы Учреждения; - обеспечение интеграции коррекционной помощи и воспитательнообразовательного процесса с воспитанниками, имеющими ОНР; - профилактика нарушений в развитии устной речи воспитанников Учреждения; - повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, имеющих ОНР. 3. Направления деятельности группы для детей с ОНР 3.1. Коррекционное: - создание условий, направленных на коррекцию речевого развития воспитанников и обеспечивающих достижение воспитанниками, имеющими ОНР уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме. 3.2. Мониторинговое: - отслеживание динамики речевого развития детей, ОНР, их успешности в освоении ООП Учреждения. 3.3. Просветительское: - создание условий, направленных на повышение профессиональной компетентности педагогических работников Учреждения, педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста. 4. Организация комплектования группы для детей с ОНР 4.1. В группу для детей с ОНР зачисляются воспитанники Учреждения, имеющие нарушения речи. 4.2. Прием воспитанников Учреждения в группу для детей с ОНР осуществляется на основании протокола обследования комиссии ПМПК и заявления родителей (законных представителей) 4.3. Направление детей в ПМПК осуществляется с согласия родителя (законного представителя) в соответствии с обследованием речи детей учителем-логопедом Учреждения. Обследование речи и направление детей в ПМПК проводится в течение учебного года. 4.4. Группа для детей с ОНР комплектуется с учетом возраста детей: - старшая группа – детьми в возрасте от 5 до 6 лет; - подготовительная группа – детьми от 6 до 7 лет. В группу комплектуются дети одного возраста. 4.5. Предельная наполняемость группы для детей с ОНР не менее 12 человек. 4.6. В срок до 01 сентября приказом заведующего утверждается список, зачисленных воспитанников Учреждения в группу для детей с ОНР на текущий учебный год. 4.7. В летний период допускается закрытие группы для детей с ОНР. Закрытие группы для детей с ОНР и перевод детей в группы Учреждения общеразвивающей направленности. 4.8. Сроки коррекционной работы в группе для детей с ОНР зависит от степени выраженности речевых нарушений ребенка, динамики коррекционной работы, индивидуально-личностных особенностей, условий воспитания в семье и могут составлять от 1 года до 2-х лет. 4.9. Отчисление воспитанников из группы для детей с ОНР осуществляется на основании решения ПМПК, оформляется приказом руководителя Учреждения. 4.10. В период пребывания в группе для детей с ОНР воспитанник, имеющий ОНР, может быть направлен на повторное обследование специалистами ПМПК для уточнения диагноза и определения дальнейшего образовательного маршрута в случаях выявления следующих клинических форм и состояний: - недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью; - выраженные нарушения слуха, зрения; - нарушения общения в форме раннего детского аутизма; - задержка психического развития. 5. Организация коррекционной работы группы для детей с ОНР 5.1. Содержание коррекционной работы в группе для детей с ОНР: - осуществляется в соответствии с АОП Учреждения; - строится в соответствии с педагогическими технологиями, обеспечивающими коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии детей, учитывающими возрастные и психофизиологические особенности детей дошкольного возраста; - определяется индивидуальными планами работы на каждого воспитанника. В планах отражаются индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворения особых образовательных потребностей детей, имеющих ОНР, их интеграцию в Учреждении. 5.2. Коррекционная работа в группе детей с ОНР проводится с учетом режима работы Учреждения во время любой деятельности детей: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. 5.3. Основными формами коррекционной работы с воспитанниками группы для детей с ОНР являются индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия. 5.4. Продолжительность индивидуальных, подгрупповых занятий определяется: для детей шестого, седьмого года жизни (старшего дошкольного возраста): индивидуальных 20-25 минут, подгрупповых 25-30 минут. 5.5. Периодичность проведения индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий в группе для детей с ОНР определяются ООП Учреждения, тяжестью речевых нарушений у воспитанников. 6. Участники коррекционной работы группы для детей с ОНР 6.1. Учитель-логопед: 6.1.1. Проводит первичное обследование речевого развития детей Учреждения, осуществляет отбор детей, имеющих по предварительному заключению ОНР. 6.1.2. Направляет с согласия родителя (законного представителя) детей, имеющих по предварительному заключению ОНР в ПМПК для определения специальных условий развития и воспитания детей с ОНР. 6.1.3. Подготавливает список воспитанников, зачисленных в группу для детей с ОНР, на учебный год в соответствии с предельной наполняемостью. 6.1.4. Заполняет речевую карту на каждого воспитанника группы для детей с ОНР в соответствии с диагнозами ОНР, дизартрия, ринолалия, алалия. 6.1.5. Определяет периодичность, продолжительность проведения индивидуальных и подгрупповых занятий в группе для детей с ОНР в соответствии с п.п. 5.2,5.4,5.5 настоящего Положения. 6.1.6. Планирует, проводит коррекционную работу с воспитанниками группы для детей с ОНР по исправлению речевых нарушений. 6.1.7. Самостоятельно отбирает методы и приемы коррекционной работы. Составляет индивидуально ориентированные коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей детей, имеющих ОНР, их интеграцию в МДОУ. 6.1.8. Осуществляет отслеживание динамики устранения речевых нарушений воспитанников группы для детей с ОНР. Корректирует содержание коррекционной работы, методы, приемы логопедической помощи. 6.1.9. Взаимодействует с педагогическими работниками, родителями (законными представителями) Учреждения - по проведению коррекционной работы с воспитанниками группы для детей с ОНР; - по вопросам освоения АОП МДОУ воспитанниками группы для детей с ОНР. 6.1.10. Проводит повышение педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания детей группы для детей с ОНР. 6.1.11. Осуществляет связь со специалистами учреждения здравоохранения, психолого-медико-педагогической комиссией. 6.1.12. Контролирует выполнения воспитателями рекомендаций по проведению коррекционной работы с воспитанниками группы для детей с ОНР. 6.1.13. Ведет необходимую документацию по планированию, проведению коррекционной работы. 6.1.14. Представляет ежегодный отчет о результативности коррекционной работы группы для детей с ОНР. 6.1.15. Оказывает консультативную помощь педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по профилактике речевых нарушений рекомендации. 6.2. Воспитатель: воспитанников Учреждения, дает необходимые 6.2.1. Создает предметную развивающую среду для преодоления речевых нарушений воспитанников группы для детей с ОНР. 6.2.2. Проводит мониторинг усвоения содержания основной общеобразовательной программы Учреждения воспитанниками группы с ОНР. Наблюдает за ходом устранения речевых нарушений воспитанников группы для детей с ОНР. 6.2.3. Планирует и проводит с воспитанниками группы ОНР: - Непосредственно организованную образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, чтения; - Совместную образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов; - самостоятельную деятельность детей; - участвует по заданию учителя-логопеда в реализации коррекционных мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы. 6.2.4. Осуществляют контроль за правильным произношением скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у воспитанников группы для детей с ОНР во всех видах детской деятельности, самостоятельной деятельности, режимных моментах в течение дня. 6.2.5. работниками Взаимодействует Учреждения, с учителем-логопедом, родителями (законными педагогическими представителями) воспитанников группы для детей с ОНР по вопросам реализации ООП Учреждения. 6.2.6. Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных представителей) воспитанников группы для детей с ОНР. Обеспечивает заинтересованность в ее результативности. 6.2.7. Ведет необходимую документацию по проведению с воспитанниками группы для детей с ОНР: планированию и - образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов деятельности, в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности; - коррекционных мероприятий (по заданию учителя-логопеда), обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии, с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы. 6.3. Музыкальный руководитель: 6.3.1. Планирует содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми группы для детей с ОНР образовательной области «Музыка», проводит образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации музыкально-художественной деятельности воспитанников. Отбирает музыкальный и художественный репертуар с учетом проведения коррекционной работы с воспитанниками группы для детей с ОНР. 6.3.2. Совместно с учителем-логопедом и воспитателями группы планирует содержание и проводит с воспитателем группы для детей с ОНР занятия по логопедической ритмике. 6.3.3. Осуществляет контроль за правильным произношением скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у воспитанников группы для детей с ОНР во время образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации музыкально- художественной деятельности воспитанников группы для детей с ОНР. 6.3.4. Проводит мониторинг усвоения содержания образовательной области «Музыка» воспитанниками группы для детей с ОНР. 6.3.5. работниками Взаимодействует Учреждения, с учителем-логопедом, родителями (законными педагогическими представителями) воспитанников группы для детей с ОНР по вопросам реализации ООП Учреждения. 6.3.6. Ведет необходимую документацию по планированию: - образовательной организации деятельности, музыкально-художественной осуществляемой деятельности в процессе воспитанников группы для детей с ОНР. 6.4. Инструктор по физической культуре: 6.4.1. Планирует содержание психолого-педагогической работы по освоению воспитанниками группы для детей с ОНР образовательной области «Физическая культура». 6.4.2. Совместно с воспитателями группы проводит с воспитанниками группы для детей с ОНР занятия по физической культуре. 6.4.3. Во время проведения занятий по физической культуре осуществляет контроль за правильным произношением скорректированных учителем – логопедом звуков на этапе автоматизации у воспитанников группы для детей с ОНР; 6.4.4. Проводит совместно с воспитателями мониторинг усвоения воспитанниками группы для детей с ОНР содержания образовательной области «Физическая культура». 6.4.5. Взаимодействует с учителем – логопедом, педагогическими работниками Учреждения, родителями (законными представителями) воспитанников группы для детей с ОНР по вопросам реализации ООП Учреждения. 6.5. Младший воспитатель: 6.6.1. Участвует в планировании и проведении с воспитанниками группы для детей с ОНР с учетом их возрастных и психофизиологических особенностей: - процесса организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, художественно-музыкальной, продуктивной, чтения; - занятий, организуемых воспитателем; - образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов; - самостоятельной деятельности детей. 6.6.2. Создает условия для социальной и трудовой адаптации воспитанников группы для детей с ОНР. 6.6.3. Организует с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников группы для детей с ОНР их работу по самообслуживанию, оказывают им необходимую помощь. 6.6.4. Участвуют в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников группы для детей с ОНР. 6.6.5. Взаимодействуют с родителями (законными представителями) воспитанников группы для детей с ОНР по вопросам организации жизнедеятельности в Учреждения воспитанников группы для детей с ОНР. 6.7. Заведующий Учреждения обеспечивает комплектование группы для детей с ОНР, приказом по Учреждению утверждает список воспитанников группы для детей с ОНР. 6.8. Заместитель заведующего по МР (старший воспитатель) осуществляет контроль за работой группы для детей с ОНР. 6.8.1. Планирует, работников координирует Учреждения, взаимодействие педагогических (законных представителей) родителей воспитанников группы для детей с ОНР по вопросам освоения ООП Учреждения. 6.8.2. Обеспечивает повышение профессиональной компетентности педагогических работников Учреждения, педагогической родителей (законных представителей) воспитанников группы для детей с ОНР в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста. 6.8.3. Организует проведение мониторинга усвоения воспитанника группы для детей с ОНР содержания ООП Учреждения, результатов коррекционной работы. Осуществляет анализ мониторинга и результативности коррекционной работы. 6.9. Родители (законные представители): 6.9.1. Создают в семье условия благоприятные для общего и речевого развития ребенка. 6.9.2. Взаимодействуют с педагогическими работниками по преодолению речевых нарушений ребенка. 7. Документация группы для детей с ОНР 7.1. Приказ зачисления в группу детей с ОНР. 7.2. Годовой план работы учителя-логопеда. 7.3. Табель посещаемости логокоррекционных занятий с воспитанниками группы для детей с ОНР. 7.4. Речевые карты на каждого воспитанника группы для детей с ОНР. 7.5. Тетрадь индивидуальных занятий с каждым воспитанником группы для детей с ОНР. 7.6. Календарный план индивидуальных и подгрупповых занятий с воспитанниками группы для детей с ОНР учителя-логопеда. 7.9. Материалы мониторинга усвоения содержания ООП Учреждения. 7.10. Журналы взаимодействия учителя-логопеда, педагогических работников Учреждения. 7.11. Отчет о результативности коррекционной работы. ПРИНЯТО Общим собранием коллектива Учреждения Протокол №___ от __________