Положение о группе компенсирующей направленности для детей с ОНР

Муниципальное дошкольное
общеобразовательное учреждение
«Детский сад №55»
комбинированного вида г. Ухты
(МДОУ «Детский сад №55» г. Ухты)

УТВЕРЖДЕНО
Приказом заведующего
МДОУ «Детский сад №55»
г. Ухты
от 30.08.2024 № 01-06/194

ПОЛОЖЕНИЕ
О ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано для муниципального
дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 55
комбинированного вида», реализующего основную общеобразовательную
программу дошкольного образования (далее – Учреждение), в составе
которого имеется группа компенсирующей направленности для детей с
общим недоразвитием речи (далее – группа для детей с ОНР).
1.2. Положение определяет цели, задачи, содержание и организацию
коррекционной работы с воспитанниками группы для детей с ОНР В
Учреждении.
1.3. Положение разработано в соответствии со следующими
нормативными и правовыми актами:
- Федеральным Законом «Об образовании в РФ»;
-

Санитарно-эпидемиологические

требования

к

устройству,

содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях
СанПиН 2.4.1.2660-13;
- Уставом Учреждения.
1.4. Срок данного Положения не ограничен. Данное Положение
действует до принятия нового.
1.5. Положение принимается Педагогическим советом Учреждения и
утверждается приказом руководителя Учреждения. Изменения и дополнения
в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом и утверждаются
приказом руководителя Учреждения.
2. Цели и задачи группы для детей с ОНР
2.1. Группа для детей с ОНР создается в целях:

- оказания коррекционной помощи воспитанникам Учреждения,
имеющим общее недоразвитие речи (далее – ОНР);
-

оказания

помощи

в

освоении

в

освоении

Адаптированной

образовательной программы дошкольного образования Учреждения (далее –
ОП Учреждения) для детей, имеющих ОНР.
2.2. Основными задачами группы для детей с ОНР являются:
- обеспечение коррекции ОНР у воспитанников Учреждения;
- своевременное выявление особых образовательных потребностей
воспитанников, имеющих ОНР;
- обеспечение индивидуально ориентированной психолого-медикопедагогической
особенностей

помощи
их

воспитанникам,

психофизического

имеющих

развития

и

ОНР,

с

учетом

индивидуальных

возможностей;
- обеспечение возможности освоения и преодоления трудностей в
освоении воспитанниками, имеющими ОНР, основной общеобразовательной
программы Учреждения;
- обеспечение интеграции коррекционной помощи и воспитательнообразовательного процесса с воспитанниками, имеющими ОНР;
- профилактика нарушений в развитии устной речи воспитанников
Учреждения;
- повышение педагогической компетентности родителей (законных
представителей) в вопросах развития и воспитания детей дошкольного
возраста, имеющих ОНР.
3. Направления деятельности группы для детей с ОНР
3.1. Коррекционное:
- создание условий, направленных на коррекцию речевого развития
воспитанников и обеспечивающих достижение воспитанниками, имеющими
ОНР уровня речевого развития, соответствующего возрастной норме.
3.2. Мониторинговое:

- отслеживание динамики речевого развития детей, ОНР, их
успешности в освоении ООП Учреждения.
3.3. Просветительское:
- создание условий, направленных на повышение профессиональной
компетентности педагогических работников Учреждения, педагогической
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и
воспитания детей дошкольного возраста.
4. Организация комплектования группы для детей с ОНР
4.1. В группу для детей с ОНР зачисляются воспитанники Учреждения,
имеющие нарушения речи.
4.2. Прием воспитанников Учреждения в группу для детей с ОНР
осуществляется на основании протокола обследования комиссии ПМПК и
заявления родителей (законных представителей)
4.3. Направление детей в ПМПК осуществляется с согласия родителя
(законного представителя) в соответствии с обследованием речи детей
учителем-логопедом Учреждения. Обследование речи и направление детей в
ПМПК проводится в течение учебного года.
4.4. Группа для детей с ОНР комплектуется с учетом возраста детей:
- старшая группа – детьми в возрасте от 5 до 6 лет;
- подготовительная группа – детьми от 6 до 7 лет.
В группу комплектуются дети одного возраста.
4.5. Предельная наполняемость группы для детей с ОНР не менее 12
человек.
4.6. В срок до 01 сентября приказом заведующего утверждается список,
зачисленных воспитанников Учреждения в группу для детей с ОНР на
текущий учебный год.
4.7. В летний период допускается закрытие группы для детей с ОНР.
Закрытие группы для детей с ОНР и перевод детей в группы Учреждения
общеразвивающей направленности.

4.8. Сроки коррекционной работы в группе для детей с ОНР зависит от
степени

выраженности

речевых

нарушений

ребенка,

динамики

коррекционной работы, индивидуально-личностных особенностей, условий
воспитания в семье и могут составлять от 1 года до 2-х лет.
4.9. Отчисление воспитанников из группы для детей с ОНР
осуществляется на основании решения ПМПК, оформляется приказом
руководителя Учреждения.
4.10. В период пребывания в группе для детей с ОНР воспитанник,
имеющий ОНР, может быть направлен на повторное обследование
специалистами ПМПК для уточнения диагноза и определения дальнейшего
образовательного маршрута в случаях выявления следующих клинических
форм и состояний:
- недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью;
- выраженные нарушения слуха, зрения;
- нарушения общения в форме раннего детского аутизма;
- задержка психического развития.
5. Организация коррекционной работы группы для детей с ОНР
5.1. Содержание коррекционной работы в группе для детей с ОНР:
- осуществляется в соответствии с АОП Учреждения;
-

строится

в

соответствии

с

педагогическими

технологиями,

обеспечивающими коррекцию и компенсацию отклонений в речевом
развитии детей, учитывающими возрастные и психофизиологические
особенности детей дошкольного возраста;
- определяется индивидуальными планами работы на каждого
воспитанника. В планах отражаются индивидуально ориентированные
коррекционные мероприятия, обеспечивающие удовлетворения особых
образовательных потребностей детей, имеющих ОНР, их интеграцию в
Учреждении.
5.2. Коррекционная работа в группе детей с ОНР проводится с учетом
режима работы Учреждения во время любой деятельности детей: игровой,

коммуникативной,

трудовой,

познавательно-исследовательской,

продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
5.3. Основными формами коррекционной работы с воспитанниками
группы для детей с ОНР являются индивидуальные, подгрупповые и
фронтальные занятия.
5.4. Продолжительность индивидуальных, подгрупповых занятий
определяется:

для

детей

шестого,

седьмого

года

жизни

(старшего

дошкольного возраста): индивидуальных 20-25 минут, подгрупповых 25-30
минут.
5.5. Периодичность проведения индивидуальных, подгрупповых и
фронтальных занятий в группе для детей с ОНР определяются ООП
Учреждения, тяжестью речевых нарушений у воспитанников.
6. Участники коррекционной работы группы для детей с ОНР
6.1. Учитель-логопед:
6.1.1. Проводит первичное обследование речевого развития детей
Учреждения, осуществляет отбор детей, имеющих по предварительному
заключению ОНР.
6.1.2. Направляет с согласия родителя (законного представителя) детей,
имеющих по предварительному заключению ОНР в ПМПК для определения
специальных условий развития и воспитания детей с ОНР.
6.1.3. Подготавливает список воспитанников, зачисленных в группу для
детей с ОНР, на учебный год в соответствии с предельной наполняемостью.
6.1.4. Заполняет речевую карту на каждого воспитанника группы для
детей с ОНР в соответствии с диагнозами ОНР, дизартрия, ринолалия,
алалия.
6.1.5. Определяет периодичность, продолжительность проведения
индивидуальных и подгрупповых занятий в группе для детей с ОНР в
соответствии с п.п. 5.2,5.4,5.5 настоящего Положения.
6.1.6. Планирует, проводит коррекционную работу с воспитанниками
группы для детей с ОНР по исправлению речевых нарушений.

6.1.7. Самостоятельно отбирает методы и приемы коррекционной
работы.

Составляет

индивидуально

ориентированные

коррекционные

мероприятия, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных
потребностей детей, имеющих ОНР, их интеграцию в МДОУ.
6.1.8. Осуществляет отслеживание динамики устранения речевых
нарушений воспитанников группы для детей с ОНР. Корректирует
содержание коррекционной работы, методы, приемы логопедической
помощи.
6.1.9. Взаимодействует с педагогическими работниками, родителями
(законными представителями) Учреждения
- по проведению коррекционной работы с воспитанниками группы для
детей с ОНР;
- по вопросам освоения АОП МДОУ воспитанниками группы для детей
с ОНР.
6.1.10.

Проводит

повышение

педагогической

компетентности

родителей (законных представителей) в вопросах развития и воспитания
детей группы для детей с ОНР.
6.1.11.

Осуществляет

связь

со

специалистами

учреждения

здравоохранения, психолого-медико-педагогической комиссией.
6.1.12. Контролирует выполнения воспитателями рекомендаций по
проведению коррекционной работы с воспитанниками группы для детей с
ОНР.
6.1.13.

Ведет

необходимую

документацию

по

планированию,

проведению коррекционной работы.
6.1.14.

Представляет

ежегодный

отчет

о

результативности

коррекционной работы группы для детей с ОНР.
6.1.15.

Оказывает

консультативную

помощь

педагогическим

работникам, родителям (законным представителям) по профилактике
речевых

нарушений

рекомендации.
6.2. Воспитатель:

воспитанников

Учреждения,

дает

необходимые

6.2.1. Создает предметную развивающую среду для преодоления
речевых нарушений воспитанников группы для детей с ОНР.
6.2.2.

Проводит

мониторинг

усвоения

содержания

основной

общеобразовательной программы Учреждения воспитанниками группы с
ОНР. Наблюдает за ходом устранения речевых нарушений воспитанников
группы для детей с ОНР.
6.2.3. Планирует и проводит с воспитанниками группы ОНР:
- Непосредственно организованную образовательную деятельность,
осуществляемую в процессе организации различных видов детской
деятельности:

игровой,

коммуникативной,

трудовой,

познавательно-

исследовательской, продуктивной, чтения;
- Совместную образовательную деятельность, осуществляемую в ходе
режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- участвует по заданию учителя-логопеда в реализации коррекционных
мероприятий, обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в
речевом

развитии,

с

учетом

возрастных

и

психофизиологических

особенностей воспитанников группы.
6.2.4.

Осуществляют

контроль

за

правильным

произношением

скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у
воспитанников группы для детей с ОНР во всех видах детской деятельности,
самостоятельной деятельности, режимных моментах в течение дня.
6.2.5.
работниками

Взаимодействует
Учреждения,

с

учителем-логопедом,

родителями

(законными

педагогическими
представителями)

воспитанников группы для детей с ОНР по вопросам реализации ООП
Учреждения.
6.2.6. Вовлекает в коррекционную работу родителей (законных
представителей) воспитанников группы для детей с ОНР. Обеспечивает
заинтересованность в ее результативности.
6.2.7.

Ведет необходимую документацию по

проведению с воспитанниками группы для детей с ОНР:

планированию

и

-

образовательной

деятельности,

осуществляемой

в

процессе

организации различных видов деятельности, в ходе режимных моментов,
самостоятельной деятельности;
-

коррекционных

мероприятий

(по

заданию

учителя-логопеда),

обеспечивающих коррекцию и компенсацию отклонений в речевом развитии,
с учетом возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников
группы.
6.3. Музыкальный руководитель:
6.3.1. Планирует содержание психолого-педагогической работы по
освоению детьми группы для детей с ОНР образовательной области
«Музыка», проводит образовательную деятельность, осуществляемую в
процессе

организации

музыкально-художественной

деятельности

воспитанников. Отбирает музыкальный и художественный репертуар с
учетом проведения коррекционной работы с воспитанниками группы для
детей с ОНР.
6.3.2. Совместно с учителем-логопедом и воспитателями группы
планирует содержание и проводит с воспитателем группы для детей с ОНР
занятия по логопедической ритмике.
6.3.3.

Осуществляет

контроль

за

правильным

произношением

скорректированных учителем-логопедом звуков на этапе автоматизации у
воспитанников группы для детей с ОНР во время образовательной
деятельности,

осуществляемой

в

процессе

организации

музыкально-

художественной деятельности воспитанников группы для детей с ОНР.
6.3.4. Проводит мониторинг усвоения содержания образовательной
области «Музыка» воспитанниками группы для детей с ОНР.
6.3.5.
работниками

Взаимодействует
Учреждения,

с

учителем-логопедом,

родителями

(законными

педагогическими
представителями)

воспитанников группы для детей с ОНР по вопросам реализации ООП
Учреждения.
6.3.6. Ведет необходимую документацию по планированию:

-

образовательной

организации

деятельности,

музыкально-художественной

осуществляемой
деятельности

в

процессе

воспитанников

группы для детей с ОНР.
6.4. Инструктор по физической культуре:
6.4.1. Планирует содержание психолого-педагогической работы по
освоению воспитанниками группы для детей с ОНР образовательной области
«Физическая культура».
6.4.2. Совместно с воспитателями группы проводит с воспитанниками
группы для детей с ОНР занятия по физической культуре.
6.4.3. Во время проведения занятий по физической культуре
осуществляет контроль за правильным произношением скорректированных
учителем – логопедом звуков на этапе автоматизации у воспитанников
группы для детей с ОНР;
6.4.4. Проводит совместно с воспитателями мониторинг усвоения
воспитанниками группы для детей с ОНР содержания образовательной
области «Физическая культура».
6.4.5. Взаимодействует с учителем – логопедом, педагогическими
работниками

Учреждения,

родителями

(законными

представителями)

воспитанников группы для детей с ОНР по вопросам реализации ООП
Учреждения.
6.5. Младший воспитатель:
6.6.1. Участвует в планировании и проведении с воспитанниками
группы для детей с ОНР с учетом их возрастных и психофизиологических
особенностей:
- процесса организации различных видов детской деятельности:
игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской,
художественно-музыкальной, продуктивной, чтения;
- занятий, организуемых воспитателем;
- образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных
моментов;
- самостоятельной деятельности детей.

6.6.2. Создает условия для социальной и трудовой адаптации
воспитанников группы для детей с ОНР.
6.6.3.

Организует

с

учетом

возрастных

и

индивидуальных

особенностей воспитанников группы для детей с ОНР их работу по
самообслуживанию, оказывают им необходимую помощь.
6.6.4.

Участвуют

в

работе

по

профилактике

отклоняющегося

поведения, вредных привычек у воспитанников группы для детей с ОНР.
6.6.5. Взаимодействуют с родителями (законными представителями)
воспитанников группы для детей с ОНР по вопросам организации
жизнедеятельности в Учреждения воспитанников группы для детей с ОНР.
6.7. Заведующий Учреждения обеспечивает комплектование группы
для

детей

с

ОНР,

приказом

по

Учреждению

утверждает

список

воспитанников группы для детей с ОНР.
6.8.

Заместитель

заведующего

по

МР

(старший

воспитатель)

осуществляет контроль за работой группы для детей с ОНР.
6.8.1.

Планирует,

работников

координирует

Учреждения,

взаимодействие

педагогических

(законных

представителей)

родителей

воспитанников группы для детей с ОНР по вопросам освоения ООП
Учреждения.
6.8.2. Обеспечивает повышение профессиональной компетентности
педагогических

работников

Учреждения,

педагогической

родителей

(законных представителей) воспитанников группы для детей с ОНР в
вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.
6.8.3. Организует проведение мониторинга усвоения воспитанника
группы для детей с ОНР содержания ООП Учреждения, результатов
коррекционной

работы.

Осуществляет

анализ

мониторинга

и

результативности коррекционной работы.
6.9. Родители (законные представители):
6.9.1. Создают в семье условия благоприятные для общего и речевого
развития ребенка.

6.9.2.

Взаимодействуют

с

педагогическими

работниками

по

преодолению речевых нарушений ребенка.
7. Документация группы для детей с ОНР
7.1. Приказ зачисления в группу детей с ОНР.
7.2. Годовой план работы учителя-логопеда.
7.3.

Табель

посещаемости

логокоррекционных

занятий

с

воспитанниками группы для детей с ОНР.
7.4. Речевые карты на каждого воспитанника группы для детей с ОНР.
7.5. Тетрадь индивидуальных занятий с каждым воспитанником группы
для детей с ОНР.
7.6. Календарный план индивидуальных и подгрупповых занятий с
воспитанниками группы для детей с ОНР учителя-логопеда.
7.9. Материалы мониторинга усвоения содержания ООП Учреждения.
7.10. Журналы взаимодействия учителя-логопеда, педагогических
работников Учреждения.
7.11. Отчет о результативности коррекционной работы.

ПРИНЯТО
Общим собранием коллектива Учреждения
Протокол №___ от __________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».