Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №55 комбинированного вида» Принято Утверждено педагогическим советом Приказом № 01-06/200 протокол №4 от 30 августа 2024 года от «29» августа 2024 года ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Веселый английский» Направленность: социально-гуманитарная Возраст воспитанников: 5-6 лет Срок реализации: один год Андреева Светлана заведующий Ухта, 2024 Игоревна – Содержание I Раздел. Пояснительная записка 3 II Раздел. Учебный план 7 III Раздел Календарно - тематическое планирование 8 IV Раздел Календарный учебный график 14 V Раздел Планируемые результаты освоения программы 15 VI Раздел Комплекс организационно-педагогических условий 16 Список литературы 2 I Раздел. Пояснительная записка Направленность дополнительной общеобразовательной программы "Веселый английский" (далее по тексту - Программа): социально – гуманитарная. Программа направлена на знакомство дошкольников с основами иноязычной культуры. Актуальность. Большие социальные изменения, которые произошли в России в последние десятилетия, привели к значительному расширению международных контактов, и, как следствие, возросла необходимость владения иностранными языками. Дошкольный возраст традиционно считается наиболее благоприятным периодом для овладения иностранным языком. Его роль на ранней ступени особенно неоценима в развивающем плане. Язык для ребенка – это, прежде всего средство развития, познания, воспитания. Иностранный язык на ранней ступени рассматривается как средство формирования интеллекта ребенка и развития его способностей; как средство осознания собственного «Я» и самовыражения; средство социального взаимодействия, с помощью которого ребенок овладевает социальным миром. (И.А.Зимняя). Изучение иностранного языка положительно влияет на развитие языковых, познавательных, коммуникативных способностей ребенка; позволяет расширять кругозор, познавать через язык страну, народ, культуру. В процессе овладения новым средством общения, у детей формируется правильное понимание языка, как общественного явления, развиваются интеллектуальные, речевые и эмоциональные способности. Академик Л.В.Щерба писал о развивающем значении иностранных языков: «При правильной постановке преподавания развивающее значение иностранных языков заключается во вкладе этого предмета в развитие логического мышления, в совершенствование уже сложившихся мыслительных операций и формирование умения логично строить высказывание». В возрасте 5-6 лет у детей отмечается высокая степень развития фонематического слуха. Ребенок легко отличает один звук от другого, имитирует длительность, интенсивность, спектральные характеристики звука. Кроме того, дошкольники не боятся допустить ошибку, без предубеждения воспринимают общение, не разочарованы в своих возможностях, не осознают потенциальных проблем обучения. Раннее изучение иностранного языка позволяет воспитать ребенка таким, что он не испытывает страха перед общением в новых условиях. Ведущим методом обучения детей этого возраста является коммуникативный метод: взаимодействие с собеседником, звучащим текстом, картинками вызывает интерес, побуждает к ответной реакции. 3 Отличительные особенности Программы. Многие лингвисты, педагоги вели и продолжают вести поиск инновационных технологий в сфере раннего обучения детей английскому языку. Например, Н.А.Малкина занималась разработкой содержания обучения английскому языку детей дошкольного возраста, И.С.Гарамова рассматривала проблему обучения видам речевой деятельности. В процессе обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста, большое значение имеют игры, использование элементов драматизации. Драматизация творчески упражняет и развивает речь, интонацию, воображение, память, наблюдательность, внимание. Благодаря этому расширяет творческую личность ребенка – развивается эмоциональная сфера, нравственное чувство. Простые монологи и диалоги облегчают детям запоминания определенных структур. Применение игровых приемов позволяет создать условия для непроизвольного запоминания. А использование традиционных форм английской детской литературы и фольклора в сочетании с танцевальными движениями способствуют и физическому развитию детей. Песни дают детям эмоциональную разрядку, расширяют пассивный словарный запас детей. Песня часто содержит фразу, которая перейдет впоследствии в активную речь ребенка. Музыкальный образ облегчает аудирование нового языкового материала. Исполнение песен на английском языке способствует усвоению правильных интонаций. Занятия по английскому языку в дошкольном возрасте являются подготовительным устным этапом, предшествующим обучению чтению и письму. По итогам реализации Программы дети смогут применить полученные знания в дальнейшем: у них будет накоплен определенный объем знаний, что значительно облегчит освоение любой программы обучения английскому языку в начальной школе, сформируется интерес к овладению иностранных языков. Программа построена на принципах конкретности, точности, логичности и реальности. Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата развития ребенка, овладения детьми иностранным языком (на самом элементарном уровне) как средством общения. Адресат Программы: Программа рассчитана на обучение детей 5-6 лет английскому языку. Как в отечественной, так и в зарубежной психологии есть данные о том, что ребенок овладевает иностранными языками легче, чем взрослый. Ребенок до 8 лет – это специалист в овладении речью. Дошкольный возраст особенно благоприятен для начала изучения иностранного языка. Объем Программы: 59 учебных часов. 4 Форма организации образовательного процесса: групповая. Виды занятий по Программе: практические, тематические, игровые. Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 25 минут (1 ак.час). Срок освоения Программы: 31 неделя, 8 месяцев, 1 учебный год Наполняемость: до 15 человек. Цель Программы: способствовать всестороннему развитию личности дошкольников через воспитание устойчивого интереса к овладению английским языком, развивать творческие способности воспитанников. Образовательные задачи ознакомление с основными звуками фонетического строя английского формирование элементарной монологической и диалогической речи на языка; английском языке; формирование умения понимать несложные установки педагога и реагировать на ряд элементарных вопросов на английском языке; Развивающие задачи: побуждать к самостоятельному решению коммуникативных задач на английском языке в рамках тематики; формировать и развивать творческие способности воспитанников; способствовать развитию памяти, мышления, внимания; способствовать развитию интереса к изучению иностранного языка и англоязычной культуры. Воспитательные задачи: воспитывать у ребенка толерантность, позитивное и заинтересованное восприятие иноязычной культуры; воспитывать активно-творческое и эмоционально-эстетическое отношение к слову. выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности. 5 II Раздел. Учебный план № Наименование разделов, тем Количество часов Всего 1 «Давайте познакомимся» 2 2 2 «Приветствие» 4 4 3 «Это я» 2 2 4 «В стране чудес» 2 2 5 «Мое имя» 3 3 6 «Мой возраст» 2 2 7 «Счет» 2 2 8 «Кто ты?» 2 2 9 «Моя семья» 4 4 10 «Новый год» 1 1 10 «Цвета» 4 4 11 «Мои игрушки» 2 2 12 «Мои любимые животные» 5 5 13 «Овощи» 2 2 14 «Фрукты» 2 2 15 «Магазин» 2 2 16 «Времена года» 2 2 17 Игровое 2 2 18 «Части тела» 4 4 19 «Транспорт» 4 4 20 «В гостях у сказки» 2 2 21 «Давайте вспомним!» 4 4 ВСЕГО 59 59 «Приветствие» «Приветствие «Давайте познакомимся» Тема занят ий III Раздел. Календарно-тематический план работы с детьми 5-6 лет Программное содержание Материалы и оборудование Количество часов Дата проведения Познакомить с новым предметом, рассказать о пользе изучения языка, способствовать возникновению желания заниматься английским языком, познакомить с фонетической игрой «Сказка о язычке» Закрепление пройденного материала на предыдущем занятии Иллюстрации к сказке о язычке 1 02.10.2024 1 07.10.2024 Изучение первых фраз «hello», «good morning», формирование правильного произношения, знакомство со стихотворением «Hello! Good morning!» Закрепление пройденного материала на предыдущем занятии Иллюстрации к сказке о язычке, картинки с изображением мальчика и девочки 1 09.10.2024 1 14.10.2024 1 16.10.2024 1 21.10.2024 Закрепить первичный материал Ноутбук, аудиозапись песенки «Приветствие», учить здороваться и «Knock, knock», мяч прощаться, развивать навыки диалогической речи, повторение стихотворения «Hello! Good morning!”, разучивание песенки «Knock, knock» Закрепление пройденного материала на предыдущем занятии Дата проведения (по факту) «Это я» В стране чудес «Мое имя» «Мой возраст» Формировать произношение с помощью фонетических упражнений, учить давать краткий ответ yes/no, учить правильно называть свое имя, формировать вопросительную интонацию, знакомство с частицей not, Закрепление пройденного материала на предыдущих занятиях, знакомство с праздником «Halloween» Артикуляционные карточки, игрушка собака, мяч, листы бумаги, цветные карандаши Введение и отработка звуков, закрепление пройденного материала Игрушка собака, листы бумаги, цветные карандаши Закрепление пройденного материала на предыдущих занятиях Отработка пройденных структур, изучение новых фраз «What’s your name?», «My name is», разучивание песенки «Hello Song!» Закрепление пройденного материала на предыдущем занятии Отработка пройденных структур «What’s your name?», «My name is», введение новых слов bear, hare, frog; команд stand up, sit down, hands up, hands down, hands on hips Обучение диалогической речи с введением новых фраз: «How are you?», «I am fine», «Ноw old are you?», «I am four» Закрепление пройденного материала на предыдущем занятии Игрушка обезьяна, аудиозапись песенки «Hello», ноутбук, мяч Карточки с изображением животных (медведь, заяц, собака, лягушка, кошка), мяч, аудиозапись песенки «Hello», ноутбук Игрушка обезьяна, иллюстрации к сказке про Язычка, мяч, карточки с изображением животных 1 23.10.2024 1 28.10.2024 1 06.11.2024 1 11.11.2024 1 13.11.2024 1 18.11.2024 1 20.11.2024 1 25.11.2024 1 27.11.2024 «Счет» «Кто ты?» «Моя семья» «Новый Новый год» год «Моя семья» Обучение счету от 1 до 5, разучивание стихотворения «1,2,3,4,5» повторение пройденного материала, слушание песенки «one – a cat» Закрепление пройденного материала на предыдущем занятии Мяч, шаблоны рождественских носочков, элементы декора, клей, клеенки, тряпочки Повторение пройденного материала, введение и отработка новых слов boy, girl, doll и структуры Who are you?, разучивание рифмовки «Goodbye, мy doll» Закрепление пройденного материала на предыдущем занятии кукла Обучение лексике по теме «Семья»/ «Family»: mother, father, sister,brother, учить называть членов своей семьи, введение фразы I have got, вопроса Have you got?, разучивание стихотворения «I have got» Закрепление пройденного материала на предыдущем занятии Кукла, карточка «Семья» Знакомство с традициями праздников «Christmas», «New Year»; разучивание рождественских песенок («Christmas Carols») Закрепление структур I have got, Have you got? , инсценировка сказки «Репка" 1 02.12.2024 1 04.12.2024 1 09.12.2024 1 11.12.2024 1 16.12.2024 1 18.12.2024 Презентация по теме занятия 1 23.12.2024 Карточка «Семья», мяч, маски героев к сказке «Репка» 1 13.01.2025 «Мои любимые животные «Мои любимые животные» «Мои игрушки» «Цвета» «Цвета» Закрепление пройденного материала на предыдущем занятии Введение лексики по теме «Цвета»/ «Colours», , закрепить счет до 10. 1 Игрушка Лунтик, мяч, цветные карточки Закрепление пройденного материала на предыдущем занятии Закрепление знаний по теме «Цвета», продолжать учить детей общаться друг с другом, отвечать на вопросы, разучивание считалки «1,2,3» Закрепление пройденного материала на предыдущем занятии Карточки с изображением животных, цветные карточки, цветные ладошки Введение новых слов по теме, изучение фраз «I like to play», закрепление структуры I have got, обучение множественному числу, разучивание рифмовки «Good morning» Закрепление пройденного материала на предыдущем занятии Игрушки (мяч, машинка, кукла, собака, телефон, плюшевый мишка) Обучение говорению по теме «Животные», закрепление лексики по теме «Игрушки», слушание песенки «I have a pet», местоимения Закрепление пройденного материала на предыдущем занятии Карточки с изображением игрушек, мяч, мешочек Формировать элементарную диалогическую речь, закрепление лексики по темам «Приветствие», «Кто ты?», «Мои любимые животные Мяч, карточки и фигурки животных 15.01.2025 1 20.01.2025 1 22.01.2025 1 27.01.2025 1 29.01.2025 1 03.02.2025 1 05.02.2025 1 10.02.2025 1 12.02.2025 1 17.02.2025 «Мои любимые животные» «Овощи» «Фрукты» «Магазин» Времена года Закрепление пройденного материала, обучение глаголу-связке, введение новых слов. Маски животных 1 19.02.2025 1 26.02.2025 1 03.03.2025 1 05.03.2025 1 10.03.2025 1 12.03.2025 1 17.03.2025 1 19.03.2025 Введение новых слов, разучивание Карточки «Времена года», мяч песенки «Spring is green», повторение и закрепление пройденного материала 1 24.03.2025 Закрепление пройденного материала на предыдущем занятии 1 26.03.2025 Закрепление пройденного материала на предыдущем занятии Обучение лексике по теме «Овощи и фрукты», введение фразы «I like to eat», изучение стихотворения «Potato & tomato» Закрепление пройденного материала на предыдущем занятии Муляжи овощей, динозавр Закрепление лексики по теме «Овощи», введение новых слов по теме, повторение стихотворения «Potato & tomato», разучивание песенки «Apples and bananas» Муляжи фруктов, карточки с изображением овощей, мешочек Совершенствование разговорной речи, изучение фраз «give me…», «let’s go», закрепление ранее изученных слов, разучивание считалки «Icka bicka» Закрепление пройденного материала на предыдущем занятии Муляжи овощей и фруктов, касса, корзинки Игровое Части тела Части тела лексики предыдущих Микрофон, маски животных, мяч, карточки «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Животные» 1 02.04.2025 Повторение занятий лексики предыдущих 1 07.04.2025 Плакат «Человек», стикеры 1 09.04.2025 1 14.04.2025 1 16.04.2025 Закрепление пройденного материала на предыдущем занятии 1 21.04.2025 Изучение фраз «I like to travel», «let’s Мяч, микрофон, карточки с go», повторение стихотворения «I am изображением транспорта from Russia», учить строить простые предложения Закрепление пройденного материала на предыдущем занятии 1 23.04.2025 1 28.04.2025 Повторение лексики по теме Мяч, карточки для игры «Транспорт», введение структуры «I «Светофор», игрушечный like to travel by…» транспорт Закрепление пройденного материала на предыдущем занятии 1 05.05.2025 1 07.05.2025 Закрепление пройденного материала, Мяч, иллюстрации к сказке повторение изученных ранее про Язычка рифмовок, стихов и песен 1 12.05.2025 Введение слов и структур по теме, учить строить предложение, начиная его с фразы «I have got», разучивание песенки «Head, shoulders, knees and toes» Закрепление пройденного материала на предыдущем занятии Закрепление слов, называющих части тела, обучение говорению по теме «В гостях у сказки » «Транспорт» Повторение занятий Мяч, стикеры, ватман, микрофон «Давайте вспомним!» «Давайте вспомним!» Инсценировка знакомых сказок и Атрибуты для сюжетно песенок ролевых игр, маски – 1 14.05.2025 Повторение и закрепление словаря, речевых оборотов, составление коротких рассказов о себе с использованием знакомой лексики Карточки с изображением ранее изученных предметов, цветные карточки, атрибуты для сюжетно – ролевых игр 1 19.05.2025 Закрепление словаря в подвижных, дидактических, сюжетно – ролевых играх и ситуациях Карточки с изображением ранее изученных предметов, цветные карточки, атрибуты для сюжетно – ролевых игр 1 21.05.2025 Повторение ранее изученного материала: счет, глаголы движения, изученные стихи, песенки Повторение ранее изученного материала: животные, времена года, фрукты, овощи, рифмовки Мяч, карточки с цифрами, цветные карточки 1 26.05.2025 Карточки с изображением овощей и фруктов, фигурки животных, альбом "Времена года" 1 28.05.2025 IV Раздел. Календарный учебный график Дата начала Дата окончания Количество Продолжительность Сроки учебного года учебного года учебных недель каникул контрольных процедур 01 октября 2024 года 30 мая 2025 года 31 неделя 08.01.2025 по 10.01.2025 Январь, май 2025 V Раздел. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ К концу года у детей могут появиться следующие результаты: словарный запас, усвоенный детьми, может составить 100 слов по разным темам, включая глаголы, прилагательные, числительные; дети могут овладеть основными звуками фонетического строя языка; дети смогут: считать до 10, употреблять пройденные речевые образцы, понимать на слух несложные просьбы и установки и реагировать на них; дети могут знать основные праздники страны изучаемого языка. VI Раздел. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Веселый английский» проходят в помещении Консультационного центра. В кабинете имеются 2 стола, 8 стульев, пробковая доска. Занятия по обучению английскому языку предполагают работу небольшими подгруппами. На занятиях дети сидят за столами или стоят полукругом или кругом, как можно ближе к педагогу, что помогает им хорошо видеть и слышать его и создает теплый психологический климат, а также позволяет быстро менять виды деятельности. Формой подведения итогов реализации дополнительной общеобразовательной программе является открытое мероприятие в рамках Фестиваля образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ДЕТЕЙ Способы определения результативности реализации программы: Мониторинг уровня овладения языковым материалом воспитанниками проводится один раз в год в конце года, в мае по методике. Учитывая возрастные особенности детей, мониторинг рекомендуется проводить в игровой форме. Методика диагностического обследования усвоения программного материала детьми, посещающими дополнительную образовательную услугу "Веселый английский" Критерий 1. Правильно и четко произносит звуки и слова, называет лексические единицы по заданной теме Методика: педагог организует словесные игры «Эхо», «Повторюшки», «Тренер и спортсмены», «Words road», дидактические игры «Подскажи словечко», «What’s missing», «Волшебный мешочек», просит вспомнить эпизоды из «Сказки о Язычке», в ходе которых следит за правильностью звукопроизношения, обращает внимание на четкое произношение слов и звуков. Критерий 2. Умеет задавать вопросы и отвечать на них, умеет здороваться, прощаться, благодарить, составляет логический рассказ о себе, своей семье, игрушке, понимает иностранную речь на слух, передает ее содержание по-русски Методика: педагог организует подвижные игры «I am», «Yes-No», « Один-много», дидактические игры «Do you like», « I like», «Переводчик», сюжетно-ролевые игры «Гости», «Теремок», в процессе которых следит за правильностью построения и употребления грамматических структур. Критерий 3.Умеет считать от 1 до 10, знает стихи и песни на английском языке Методика: педагог организует игры «Цифры», «Считай дальше», проводит конкурсы «Лучший оратор», «Угадай мелодию». Протокол обследования детей 5-6 лет Дата________________________________________________________________________________________________ Показатели развития Правильно и четко произносит звуки и слова Называет лексические единицы по заданной теме Умеет задавать вопросы и отвечать на них Умеет здороваться, прощаться, благодарить Составляет логический рассказ о себе, своей семье, игрушке Понимает иностранную речь на слух, передает ее содержание по-русски Умеет считать от 1 до10 / от 1 до 12 Знает стихи и песни --- - сформирован - на стадии формирования - не сформирован ФИ ребенка Примечание Список литературы 1. Зиновьева Л.А., Щеблыкина Т.А. Первые уроки английского языка: пиши, говори, переводи – Ростов н/Д.: Феникс, 2015.-64с. 2. Пешкова Г.В. Пальчиковые игры на английском языке. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 44 с. 3. Пруидзе Е.Ш. Веселый английский для маленьких друзей. Пособие для устных занятий с детьми 4-6 лет. – Ростов н/Д.: Легион, 2014. 160с. 4. Шабельникова Е.Ю.Обучение детей 5-6 лет английскому языку: занятия, игры, мероприятия, лингвострановедческий материал. – Волгоград: Учитель, 2009. – 127 с. 5. Шишкова И.А., Вербовская М.Е. Английский для малышей. Учебно-методический комплект. - М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2007. 6. Английские стихи и песенки для малышей /Пер. Г.П.Шалаевой – М.: АСТ: Слово, 2009.-32 с.