Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №55 комбинированного вида» Принято Утверждено педагогическим советом Приказом №01-06/200 протокол №4 От «30» августа 2024 года от «29» августа 2024 год ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Волшебное тесто» Направленность: художественная Возраст воспитанников: от 4 до 5 лет Срок реализации: один год Горбунова Илона Николаевна учитель-логопед Ухта, 2024 1 СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка. 3 2. Учебный план 5 3. Календарно-тематическое планирование 7 4. Календарный учебный график 18 5. Планируемые результаты 19 6. Комплекс организационно-педагогических условий 20 7. Список литературы 2 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа «Волшебное тесто» для детей 4 – 5 лет (далее по тексту - Программа), имеет художественную направленность, направлена на развитие художественно - эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства. Программа построена на принципах конкретности, точности, логичности и реальности. Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой функцией. Развитие функции руки и речи идет параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев рук. Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе. Актуальность и отличительные особенности программы В последнее время актуальность проблемы нарушения речевого развития у детей дошкольного возраста становится особенно актуальной. Большое количество детей уже при рождении имеют различные микроорганические поражения, что в свою очередь влияет на речь детей. Лепка - одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизводя пластически тот или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, дети знакомятся с его формой, развивают руку, пальчики, а это в свою очередь способствует развитию речи детей. Лепка - любимое и увлекательное занятие детей и многих взрослых. Можно лепить по старинке - из глины и пластилина, но интересно попробовать и что-то новое, например, соленое тесто. Особенность программы «Волшебное тесто» в том, что обычно в детском саду, на занятиях по лепке используется только пластилин. Отличительной особенностью является использование нестандартного материала для работы, что позволяет мне, как педагогу, разнообразить занятия с детьми, сделать их более увлекательными и интересными. Адресат программы: возраст детей участвующих в реализации программы 4-5 лет. Данный возраст самый благоприятный, так как в этом возрасте дети уже хорошо 3 координируют свои движения, имеют неплохую мелкую моторику рук. Испытывают интерес к созданию композиции. Объем программы: 59 учебных часов Форма организации образовательного процесса: групповая. Виды занятий: игровой. Режим занятий: два раза в неделю, по 20 -25 мин Срок освоения: 30 недель,8 месяцев,1 год Наполняемость: до 15 воспитанников. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Развитие творческих способностей и художественного вкуса детей 4-5 лет посредство лепки из соленного теста ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ 1. Вызывать интерес к лепке из соленого теста. 2. Побуждать детей использовать тесто для проявления творческих способностей детей. 3.Формировать умение использовать различные цвета и оттенки при окрашивании высушенного изделия. 4. Развивать координацию движений глаз и рук. 5. Формировать основы безопасного использования соленого теста. 4 2.УЧЕБНЫЙ ПЛАН № Наименование разделов, тем Кол-во часов 1 год 1 Лепка « Плюшки – завитушки» 1 2 Раскрашивание красками изделие из теста. 1 3 Лепка « Веселый удавчик» 1 4 Раскрашивание красками изделие из теста 1 5 Лепка «Привидение» 1 6 Раскрашивание красками изделие из теста 1 7 Лепка «Не садись на пенек, не ешь колобок» 1 8 Раскрашивание красками изделие из теста 1 9 Лепка «Цветик – семицветик» 1 10 Раскрашивание красками изделие из теста 1 11 Лепка «Гусеничка» 1 12 Раскрашивание красками изделие из теста 1 13 Лепка « Волшебное лукошко» 1 14 Раскрашивание красками изделие из теста 1 15 Лепка «Ягода малина» 1 16 Раскрашивание красками изделие из теста 1 17 Лепка «Пчелка» 1 18 Раскрашивание красками изделие из теста 1 19 Лепка «Птички невелички» 1 20 Раскрашивание красками изделие из теста 1 21 Лепка «Рыбка» 1 22 Раскрашивание красками изделие из теста 1 23 Лепка «Снеговик» 1 24 Раскрашивание красками изделие из теста 1 25 Лепка « Дракоша» 1 26 Раскрашивание красками изделие из теста 1 27 Лепка « Черепаха» 1 28 Раскрашивание красками изделие из теста 1 29 Лепка «Ёжик» 1 30 Раскрашивание красками изделие из теста 1 5 31 Лепка «Веселый зоопарк» 1 32 Раскрашивание красками изделие из теста 1 33 Лепка «Кошачья семейка» 1 34 Раскрашивание красками изделие из теста 1 35 Лепка «Ромашка» 1 36 Лепка «Лунтик» 1 37 Лепка « Грибы» 1 38 Раскрашивание красками изделие из теста 1 39 Лепка « Божья коровка» 1 40 Раскрашивание красками изделие из теста 1 41 Лепка «Подсвечник» 1 42 Раскрашивание красками изделие из теста 1 43 Лепка « Мышка – норушка» 1 44 Раскрашивание красками изделие из теста 1 45 Лепка « Рожицы на магнитах» 1 46 Раскрашивание красками изделие из теста 1 47 Лепка « Забавные брошки значки» 1 48 Раскрашивание красками изделие из теста 1 49 Лепка «Яблонька» 1 50 Раскрашивание красками изделие из теста 1 51 Лепка « Весенняя картинка» 1 52 Раскрашивание красками изделие из теста 1 53 Лепка « Таблички на двери комнат» 1 54 Раскрашивание красками изделие из теста 1 55 Лепка « Автопортрет» 1 56 Раскрашивание красками изделие из теста 1 57 Лепка « Картинная галерея» 1 58 Раскрашивание красками изделие из теста 1 59 Открытое занятие для родителей 1 ИТОГО 59 6 3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема занятий Программное содержание Плюшкизавитушки. Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки. Материалы Количество и часов оборудование Соленое тесто. Раскрашива Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, Акварельные ние которое было изготовлено на предыдущем занятии и краски. красками тщательно высушено. Научить точно передавать задуманную плюшекидею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую завитушек. фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы. Дата проведения 1 03.10.24 1 08.10.24 Веселый удавчик. Познакомить с приемом приготовления цветного теста, операцией сплющивания и прищипывания. Развивать координацию движений глаз и рук, воспитывать интерес к лепке из теста. Цветное тесто, пищевой краситель. 1 10.10.24 Раскрашива ние веселого удавчика. Способствовать развитию творческих способностей. Учить украшать изделие с помощью ватных палочек яркими красками. Ватные палочки, акварель. 1 15.10.24 Привидение . Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы. Соленое тесто, нитки. 1 17.10.24 7 Дата проведения по факту Раскрашива Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, Акварельные ние которое было изготовлено на предыдущем занятии и краски, красками тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при кисти. привидения. раскрашивании готовых фигур. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы. 1 22.10.24 Не садись на пенек, не ешь колобок. 1 24.10.24 Раскрашива Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, Акварельные ние пенька и которое было изготовлено на предыдущем занятии и краски, колобка. тщательно высушено. Научить точно передавать задуманную кисти, идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую салфетки. фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы. 1 29.10.24 Цветиксемицветик. 1 05.11.24 1 07.11.24 Познакомить с приѐмом соединения деталей из солѐного теста, с приемом раскатывания и раскатывания. Развивать мелкую моторику кистей рук. Воспитывать интерес к творческой деятельности. Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы. Соленое тесто. Соленое тесто. Раскрашива Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, Акварельные ние которое было изготовлено на предыдущем занятии и краски, кисть. красками тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при цветика раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей семицветика эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать 8 . Гусеничка. знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Соленое Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать тесто, стеки. соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке. 1 12.11.24 Раскрашива Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, Акварельные ние которое было изготовлено на предыдущем занятии и краски, кисть. гусенички. тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. 1 14.11.24 Волшебное Познакомить с приемом соединения ножки гриба мухомора со Соленое лукошко. шляпкой. при помощи зубочисток. Прием витья из двух тесто, жгутиков. зубочистки. Узор корзиночного плетения. Развивать координацию движений глаз и рук. Воспитывать интерес к лепке из теста. 1 19.11.24 Раскрашива ние волшебного 1 21.11.24 9 Учить раскрашивать изделия из соленого теста красками, формировать навыки аккуратности. Акварельные краски. лукошка. Ягода малина. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Соленое Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать тесто, стеки. соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке. 1 26.11.24 Раскрашива ние ягоды малины. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы. Акварельные краски, кисть. 1 28.11.24 Пчелка. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Лепить из частей, деление куска на части, выдерживать соотношение пропорций по величине, плотно соединяя их. Развивать мелкую моторику. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке. Соленое тесто. 1 03.12.24 Раскрашива ние пчелок. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Акварельные краски, кисть. 1 05.12.24 Познакомить с особенностями лепки птиц, имеющих разное Соленое строение, определением габаритных размеров крыльев. тесто, бумага. Познакомить с приемом раскройке крыльев по выкройке из бумаги. Соединение различных материалов. Развивать координацию движений глаз и рук. Воспитывать интерес к лепке из теста. 1 10.12.24 Раскрашива Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить Акварельные 1 12.12.24 Птичкиневелички. 10 ние птичекневеличик. видеть конечный результат задуманной работы. краски, кисть. Рыбка. Развивать у детей познавательный интерес к природе. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто создавая изображение в полуобъѐме. Соленое тесто 1 17.12.24 Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, Акварельные которое было изготовлено на предыдущем занятии и краски, кисть. тщательно высушено. Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. 1 19.12.24 Снеговик. Учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин; использовать холодную гамму цветов для передачи зимнего колорита. Развивать художественно-творческие способности, эмоциональную отзывчивость на красоту родной природы, умения переносить знакомые способы и приемы работы с соленым тестом в новую творческую ситуацию. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закреплять знакомые приемы лепки из соленого теста. Соленое тесто. 1 24.12.24 Раскрашива ние снеговика. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы Акварельные краски, кисть. 1 26.12.24 Дракоша. Познакомить с последовательностью изготовления поделки из соленого теста. Развивать мелкую моторику кистей рук. Воспитывать интерес к творческой деятельности. Соленое тесто. 1 21.01.25 Раскрашива ние Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию Акварельные краски, кисть. 1 23.01.25 Раскрашива ние рыбок. 11 дракоши. детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работ Черепаха. Совершенствовать умения детей расплющивать, сплющивать тесто создавая изображение в полуобъѐме. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке. Соленое тесто. 1 28.01.25 Раскрашива ние черепахи. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Акварельные краски. 1 30.01.25 Ёжик. Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, добиваться выразительности и необычности исполнения «шубки» ежа посредством включения в его оформление элементов природного материала (семечки), раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат задуманной работы. Соленое тесто, семечки. 1 04.02.25 Раскрашива ние ѐжика. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы. Акварельные краски, кисть. 1 06.02.25 Весѐлый зоопарк. Познакомить с правилами выполнения сборных конструкций из соленого теста. Показ приѐма соединения деталей из солѐного теста. Развивать координацию движений глаз и рук. Воспитывать интерес к лепке из теста. Соленое тесто. 1 11.02.25 Раскрашива ние веселого зоопарка. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Акварельные краски, кисть. 1 13.02.25 12 Кошачья семейка. Научить использовать тесто для проявления творческих способностей детей, научить точно передавать задуманную идею при выполнении изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе лепки, развить гибкость пальцев рук, научить видеть конечный результат работы. Соленое тесто, нитки. 1 18.02.25 Раскрашива ние кошачей семейки. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Акварельные краски, кисть. 1 20.02.25 Ромашка. Учить создавать композицию из отдельных деталей; закреплять навыки, полученные на занятиях по лепке; развивать эстетическое восприятие; воспитывать любовь к природе, желание передать ее красоту в своем творчестве. Соленое тесто цветное 1 25.02.25 Лунтик Учить создавать объемную фигуру из отдельных деталей; закреплять навыки, полученные на занятиях по лепке; развивать эстетическое восприятие; Цветное тесто 1 27.02.25 Познакомить детей с выполнением аппликации способом Соленое насыпания и приклеивания пшена. Развивать тонкие тесто, пшено. движения пальцев рук. Воспитывать умение согласовывать свои действия с работой коллектива. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста. Учить лепить из частей, делить куски на части. Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание дарить радость другим, коллективизм. Воспитывать усидчивость, взаимопомощь. 1 04.03.25 Раскрашива Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить Акварельные ние грибов. видеть конечный результат задуманной работы. краски, кисть. 1 06.03.25 1 11.03.25 Грибы. Божья коровка. 13 Вызвать интерес к окружающему миру, воспитывать бережное отношение к природе. Учить использовать знания и представления об особенностях внешнего вида насекомых в своей работе. Учить детей использовать разные приемы лепки Соленое тесто. из теста: скатывание, расплющивание, Учить детей создавать несложную композицию из двух элементов. Раскрашива Продолжать учить раскрашивать изделие из соленого теста Акварельные ние божьей красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии краски, кисть. коровки. и тщательно высушено. 1 13.03.25 Подсвечник. Закрепить умения и навыки, полученные ранее (лепить шар, выдавливать в нем углубление. защипывать края). Ввести в словарь детей слова: сувенир, подсвечник. Учить детей понимать смысл пословицы «Не дорог подарок – дорога любовь». Развивать мелкую моторику кистей рук, фантазию (в декорировании сувенира). Воспитывать у детей стремление с любовью относиться к своим близким. 1 18.03.25 1 20.03.25 Соленое тесто. Раскрашива Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять Акварельные ние в способах работы с ними. Научить точно передавать краски, кисть. подсвечника задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть . творческую фантазию детей в процессе работы. Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы. Мышканорушка. Учить детей лепить мышку на основе конусообразной формы. Показать способы создания выразительного образа: заострение мордочки, использование дополнительных материалов (для ушек – семечек, для хвостика – шерстяных ниток, для глаз – бусинок). Соленое тесто, шерстяные нитки, бусинки, семечки. 1 25.03.25 Раскрашива ние мышкинорушки. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета. Акварельные краски, кисть. 1 27.03.25 Рожицы на Познакомить с правилами выполнения сборных конструкций Соленое 1 01.04.25 14 магнитах. из соленого теста. Показ приѐма соединения деталей из солѐного теста. Развивать координацию движений глаз и рук. Воспитывать интерес к лепке из теста тесто, магниты. Раскрашива ние рожиц на магнитах. Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Акварельные краски, кисть. 1 03.04.25 Познакомить с соотнесением габаритных размеров частей Соленое декоративного изделия. Определение операций и приемов тесто, значки. лепки. Развивать мелкую моторику кистей рук. Воспитывать интерес к творческой деятельности. 1 08.04.25 Забавные брошки Значки. Раскрашива ние забавных брошек значков. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Акварельные краски, кисть. 1 10.04.25 Яблонька. Познакомить с последовательностью изготовления поделки из соленого теста. Развивать координацию движений глаз и рук. Воспитывать интерес к лепке из теста. Соленое тесто. 1 15.04.25 1 17.04.25 Раскрашива Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить Акварельные ние видеть конечный результат задуманной работы. краски, кисть. яблоньки. Весенняя картинка. Познакомить с особенностями расположения элементов картины относительно центра, краев, друг друга. Развивать координацию движений глаз и рук. Воспитывать интерес к лепке из теста. Соленое тесто, картон. 1 22.04.25 Раскрашива ние Научить точно передавать задуманную идею при в раскрашивании изделия, раскрыть творческую фантазию Акварельные краски, кисть. 1 24.04.25 15 весенней картинки. детей в процессе работы. Таблички на двери комнат. Познакомить с приемом вырезания отверстий, приемом наложения одной детали на другую. Развивать мелкую моторику кистей рук. Воспитывать интерес к творческой деятельности. Соленое тесто, картон. 1 06.05.25 Раскрашива ние табличек на дверь. Учить раскрашивать изделия из соленого теста красками, формировать навыки аккуратности. Акварельные краски, кисть. 1 08.05.25 Автопортрет . Познакомить с особенностями изготовления объемных картин, портретов в деревянной рамочке. Познакомить с приемом выдавливания волос при помощи чесноковыжималки, приемом нанесения волос при помощи расчески. Развивать координацию движений глаз и рук. Воспитывать интерес к лепке из теста. Соленое тесто, деревянная рамочка, расческа, чесноковыжи малка. 1 13.05.25 Раскрашива Развить гибкость пальцев рук при работе с кисточкой, научить Акварельные ние видеть конечный результат задуманной работы. краски, кисть. автопортрет а. 1 15.05.25 Картинная галерея. Повторить последовательность изготовления картин из соленого теста. Повторение приемов соединения деталей, операций по изготовлению рамочек. Развивать мелкую моторику кистей рук. Воспитывать интерес к творческой деятельности. Соленое тесто. 1 20.05.25 Раскрашива ние картинной Формировать навыки аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Акварельные краски, кисть. 1 22.05.25 16 галереи. Открытое занятие для родителей воспитанник ов 17 Закрепление пройденного материала Соленое тесто, акварельные краски 1 27.05.25 4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН Дата начала учебного года Дата окончания учебного года Количество учебных недель Продолжительность каникул Сроки контрольных процедур 01.10.24 30.05.25 30 недель 9.01-15.01.2025 Январь 2025, Май 2025 18 5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ К концу годе дети могут овладеть приемами: -скатывание прямыми движениями; -скатывание круговыми движениями; -расплющивание; -соединение в виде кольца; -защипывание края формы; -лепка из нескольких частей; -пропорции; -оттягивание части от основной формы; -сглаживание поверхности формы; -присоединение части; -прижимание; -примазывание; -вдавливание для получения полой формы; -использование стеки. 19 6. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Занятия с детьми будут проходить в кабинете изодеятельности. Оборудование: столы и стулья для детей, магнитная доска, образцы. Перечень дидактического материала и оборудования: - соленое тесто; - пластиковые тарелочки; - стеки; - акварельные краски; - гуашь; - ватные палочки; - перья ,лисья, нитки, бусинки, семечки; - кисти. Формы контроля и подведения итогов реализации программы: Организация выставок детских работ для родителей. Открытые занятия с участием родителей. Оценочные материалы: Методика диагностического обследования освоения детьми кружковой деятельности по тестопластике. Критерии оценки знаний, умений и навыков детей Для выявления степени овладения ребенком навыков в лепке и в росписи изделий из соленого теста предлагается следующая диагностика. Данная диагностика осуществляется методом наблюдения за практической работой детей на занятиях по тестопластике и росписи изделий. Уровни усвоения программы • - ребенок владеет основными приемами лепки из соленого теста, точно передает форму, строение, пропорции предметов. В росписи передает окраску предметов, используя цвет как средство выразительности образов. Раскрашивает изделия аккуратно. Эмоционально относится к процессу создания поделки. Лепит и раскрашивает самостоятельно, без помощи взрослого. Адекватно оценивает результаты своей деятельности и других детей. – ребенок в основном владеет основными приемами лепки из соленого теста, но 20 немного искажает форму, строение, пропорции предметов. В росписи изделий допускает небольшие неточности. В реализации замысла проявляет самостоятельность, творчество, инициативу, получая при этом эстетическое наслаждение от результатов своей деятельности. В процессе работы изредка обращается я за помощью к педагогу. Самостоятельно оценивает результаты своей работы и работы других детей. О – характеризуется у ребенка желанием лепить и раскрашивать. Но не всегда удается передать в лепке форму, строение, пропорции предметов.. Знает названия цветов, но не всегда правильно использует их при раскрашивании.. Не владеет приемами работы стеками Раскрашивает изделия неаккуратно. При реализации замысла творчество проявляется при активном напоминании педагога. В процессе работы часто обращается за помощью. Задание 1. Задача: определить степень умения лепки простых поделок из соленого теста. Содержание. Воспитатель: «Ребята, а вы любите сказки? (отв.) Сегодня утром, когда я пришла в детский сад, я нашла вот эту красивую, сказочную коробочку. Хотите узнать, что в ней находится? Тогда, скажите мне, кто от бабушки ушел? Кто от дедушки ушел? (колобок) Давайте откроем коробку и посмотрим, кто же там сидит? (открывают коробку, воспитатель достает колобка). Дети, кто это? (колобок) Колобок сказал мне на ушко, что тоже хочет побыть у нас на занятии. Хотите, чтобы колобок остался у нас? А колобок хочет, чтобы вы ему рассказали какой он. (Подносит колобка к каждому ребѐнку, дети обследуют его на ощупь.) Какой он? (мягкий, тѐплый, круглый) Какого он цвета? (жѐлтого) Какой колобок по форме? (круглый, шарообразный) Что –то наш колобок грустный. Он говорит, что ему скучно одному. А хотите ему помочь? Давайте, слепим его из теста? Психогимнастика: А теперь закроем глазки и представим, что у нас в руках колобок. Сначала он холодный, потом становится теплее и стал совсем горячий. Положите его на стол и потрясите ручками. А теперь посмотрите, как я буду лепить колобок. (Воспитатель лепит колобок со словами) . Я с утра взялась за дело 21 Тесто я в руках согрела И слепила колобок Колобок румяный бок, У него и нос и рот Жаль, что песен не поѐт! Ребята, а теперь вы заверните рукава и тоже принимайтесь за дело. (Дети лепят колобка) Какие вы молодцы! Каких вы колобков слепили! А теперь давайте их рассмотрим. Оценка результатов: - ребенок передает форму, строение поделки. - ребенок искажает форму, строение поделки. О - ребенку не всегда удается передать форму поделки. В процессе работы часто обращается за помощью. Задание 2. Задача: Определить степень владения основными приемами лепки (скатывания, раскатывания, сплющивания и склеивания) деталей. Содержание. Организационный момент. Воспитатель: Ой, ребята, а кто это у нас тут? Ежик: Здравствуйте, дети! Дети: Здравствуйте! Воспитатель: Здравствуй, ежик. А что ты такой грустный? Ежик: Я не могу найти грибочки в лесу. Воспитатель: Не переживай, ежик, мы тебе поможем. Так ведь, ребята? Дети: Да Воспитатель: Ребята, а чем ежик питается? Дети: Яблоки, ягоды, грибы. Воспитатель: Правильно. Воспитатель: Ребята, поможем ежику найти грибы в лесу? Дети: Да Воспитатель: Так что ежик, не переживай, мы сейчас с ребятами слепим для тебя грибочки. Дети садятся за столы. 22 Воспитатель: Ребята, а что у вас на столах? Из чего мы будем лепить грибочки? Дети: Из теста. Воспитатель: Правильно. А из каких частей состоит грибочек? Дети: Из ножки и шляпки. Возьмите кусочек теста и разделите на две равные части, для двух грибочков. Теперь возьмите кусочек еще кусочек теста и его тоже разделите на две части. Сначала мы будем лепить ножку. Вот так. (В воздухе показываем прямые движения рук.) Показывайте вместе со мной. А потом будем лепить шляпку. Скатаем шарик круговыми движениями рук. Вот так. Потом сплющиваем между ладошками. Получится блинчик. Это наша шляпка. Ее приклеиваем на ножку и получается грибочек. Приступаем к работе. Лепка грибочков. Заключительная часть. Дети ставят готовые грибочки на полянку. Воспитатель и дети подходят к ежику, приносят ему грибочки. Ежик: Вот, ребята, какие вы все хорошие, добрые, старательные! Помогли мне, старику ежику. Теперь я зимой не буду голодным. Дети прощаются с ежиком. Оценка результатов: -ребенок владеет приемами лепки: скатывает, раскатывает, сплющивает и склеивает детали. - ребенок испытывает незначительные трудности. О - в процессе работы ребенок часто обращается за помощью. Задание 3. Задача. Выявить умение украшать поделки методом налепа. Содержание Ребята посмотрите сюда (показываю картину), один купец принес мне картину и жалуется, что у него душа не радуется, когда он на нее смотрит. Как вы думаете почему? Чего на ней не хватает? А ведь верно! Чтобы каравай получился вкусным и аппетитным, нужно его украсить. Отщипните кусочек от желтого теста – из него мы будем делать различные завитушки для пирога. Скатайте нетолстую колбаску и сложите ее колечками, кудряшками, завитушками. 23 Отложите на бумажную тарелку. Давайте украсим пирог вашими плюшками-завитушками. Оценка результатов: - ребенок владеет основными приемами лепки из соленого теста, умеет украшать поделку методом налепа. - ребенок в основном владеет приемами лепки из соленого теста, но в приеме украшения поделки методом налепа допускает небольшие неточности. О – ребенку не удается передать в лепке форму изделия методом налепа не владеет. Задание 4. Задача. Выявить умение пользоваться стекой и делить изделие на равные части. Содержание. Сегодня, ребята, вы будете лепить гусеницу. Научитесь делить большой кусок теста на равные части. Природа, которая окружает нас, прекрасна и неповторима. Как нарядны цветы, модницыбабочки, яркие божьи коровки. Такую красоту можно и нарисовать и слепить. Посмотрите, ребята, в каком порядке вы будете работать 1) Разделим большой кусок теста пополам. 2) Каждую половинку делим еще на две части и раскатываем в шарики. 3) Из первой части делаем голову с глазками, носиком, оттягивая тесто. 4) Соединяем все части. Устанавливаем на подставке все гусеницы. Оценка результатов: - ребенок владеет навыком деления изделия на равные части. - ребенок допускает незначительные ошибки при делении изделия на равные части. О - ребенок испытывает трудности и нуждается в помощи взрослого. Задание 5. Задача. Выявить степень умения аккуратно раскрашивать изделия краской. Содержание. Ребята сегодня мы будем раскрашивать нашу гусеничку которую изготовили на 24 предыдущем занятии. У вас на столах стаканчики с водой, акварельные краски, кисточки, салфетки. Вам необходимо аккуратно раскрасить гусеницу, так что бы изделие было раскрашено полностью без просветов. При необходимости используйте салфетку. Используем только зеленый и желтый цвет. Оценка результатов: - ребенок в раскрашивании передает окраску предмета, использует цвет как средство выразительности образа. Раскрашивает аккуратно. - ребенок в раскрашивании изделия допускает небольшие неточности. О - ребенок раскрашивает изделие не аккуратно. Данные отражены в таблице № 1 Приложения. 25 Таблица № 1. Оценка результатов выполнения заданий № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 26 Ф.И. ребенка Владение основными приемами лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, скрепление деталей и т.д.) Умение лепить простые поделки из соленого теста Умение украшать поделки методом налепа Умение пользоваться стеками Умение аккуратно раскрашивать изделия краской Общая сумма баллов Средний балл Уровень развития 7.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Б. Халезова, Н. А. Курочкина. Лепка в детском саду. М. : «Просвещение», 1985 -140 с. 2. А. В. Фирсова. Чудеса из соленого теста. – М. : Айрис-пресс, 2008 –32с. 3. Анна Ллимос Пломер «Школа развивающих занятий» 2013.-63с. 4. БриджитКазагранда Издательство АРТ-Родник, 2007.-63с. 5. В. А. Хоменко. Лучшее поделки. Шаг за шагом. Харьков, 2009 6. В. А. Хоменко. Соленое тесто шаг за шагом. Харьков 2007 -63с. 7. Е. Жадько, Л. Давыдова. Поделки и аксессуары из соленого теста. Ростов – на –Дону «Феникс», 2006- 217с. 8. И. Кискальт. Соленое тесто. М. : «Аст –пресс», 2002- 142с. 9. И. Н. Хананова. Соленое тесто. М. : «Аст-пресс», 104с. 10. Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, изобразительная деятельность в детском саду. М. : «Просвещение», 1982 -2005с. 11. О. А. Гильмутдинова. Занятие лепкой с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 74с. 12. Т. О. Скребцова, Л. А. Данильченко. Лепим поделки и сувениры. Ростов-на- Дону «Феникс», 2009 -250 с. 27