Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №55 комбинированного вида» Принято педагогическим советом протокол №4 от «29» августа 2024 год Утверждено Приказом №01-06/200 От «30» августа 2024 года ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Обучение чтению» Направленность: социально-гуманитарная Возраст воспитанников: от 5 до 6 лет Срок реализации: один год Шалимова Людмила Александровна воспитатель Ухта, 2024 Содержание Наименование Раздел I Пояснительная записка Раздел II Учебный план Раздел III Календарно-тематический план Раздел IV Календарный учебный график Раздел V Планируемые результаты Раздел VI Комплекс организационно-педагогических условий Список литературы Страницы 3 5 7 13 14 15 16 2 Раздел I. Пояснительная записка Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Обучение чтению» для детей 5-6 лет (далее по тексту Программа) - социально-гуманитарная, способствует освоению навыков осмысленного чтения у детей. Программа построена на принципах конкретности, точности, логичности и реальности. Актуальность Программы определяется ее направленностью на создание условий для развития познавательных способностей детей, общих учебных умений и навыков. Для успешного обучения необходимо, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным. От того, насколько высока эта готовность, зависит процесс адаптации к школе и дальнейшие успехи в учебе. Обучение чтению и грамоте дошкольников – это важный этап на пути подготовки к школе, так как читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большее чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений. Отличительные особенности программы. Программа является авторской разработкой педагога школы «IQ like» (город Вологда) Марии Шутовой. Занятия строятся на интегрированной основе с широким использованием игровых методов. Одним из основных разделов данной программы является формирование фонетического восприятия и слуха. Подготовка детей к обучению грамоте способствует уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков фонетического анализа слов. Для нормального протекания процесса овладения чтением необходимо, чтобы ребенок умел дифференцировать звуки в произнесенном на слух слове, производить анализ звуковой структуры слова. Работа с детьми по формированию звуковой стороны речи направлена на закрепление навыков правильного и отчетливого произношения всех звуков родного языка (изолированных, в словах, в фразовой речи), формирование фонематического восприятия. Развитие голосового аппарата, совершенствование интонационной выразительности речи, отработку речевого дыхания. Успешное решение поставленных задач на занятиях по обучению чтению и грамоте с дошкольниками возможно только при использовании педагогических принципов. Педагогические принципы построения Программы: - индивидуализации (определение посильных заданий с учетом возможностей ребенка); 3 - систематичности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному). Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений. - наглядности: мультимедийное изображение изучаемых объектов и понятий способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании дошкольников. - сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям). Адресат Программы - дети 5-6 лет, так как к этому возрасту у ребенка в этом возрасте уже развиты все психические процессы, логическое мышление и речь. Объем Программы - 60 учебных часов. Основная форма организации образовательного процесса: групповые занятия. Виды занятий: классическое, комплексное, тематическое, итоговое и контрольное, занятие-игра, занятие-путешествие. Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут группами до 10 человек. Срок освоения: 1 год, 8 месяцев, 31 неделя Цель и задачи программы: Цель: научить детей слитному чтению слогов, слов и предложений. Задачи: 1. Учить правильной артикуляции звуков, определять место звука (буквы) в слове. 2. Учить проводить анализ прочитанного. 3. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение. 4. Способствовать удовлетворению индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном развитии; 5. Выявлять и поддерживать детей, проявивших выдающиеся способности. 6. Воспитывать интерес к чтению. 4 Раздел II. Учебный план № 1 Наименование разделов, тем Звуки [а], [о], [у]. Буквы А, О, У. Количество занятий 2 2 Звуки [м], [м’]. Буква М. 2 3 Звуки [с], [с’]. Буква С. 2 4 Звуки [х], [х’]. Буква Х. 2 5 Звуки [р], [р’]. Буква Р. 2 6 Звук [ш]. Буква Ш. 2 7 Звук [ы]. Буква Ы. 2 8 Звуки [л], [л’]. Буква Л. 2 9 Звуки [н], [н’]. Буква Н. 2 10 Звуки [к], [к’]. Буква К. 2 11 Звуки [т], [т’]. Буква Т. 2 12 Звук [и]. Буква И. 2 13 Звуки [п], [п’]. Буква П. 2 14 Звуки [з], [з’]. Буква З. 2 15 Звук [й’]. Буква Й. 2 16 Звуки [г], [г’]. Буква Г. 2 17 Звуки [в], [в’]. Буква В. 2 18 Звуки [д], [д’]. Буква Д. 2 19 Звуки [б], [б’]. Буква Б. 2 20 Звук [ж]. Буква Ж. 2 21 Звук [э]. Буква Э. 2 22 Буква Е. Звуки буквы Е. 2 23 Буква Ь. 1 24 Буква Я. Звуки буквы Я. 2 25 Буква Ю. Звуки буквы Ю. 2 26 Буква Ё. Звуки буквы Ё. 2 27 Звук [ч’]. Буква Ч. 2 28 Звук [ц]. Буква Ц. 2 29 Звуки [ф], [ф’]. Буква Ф. 2 30 31 Звук [щ’]. Буква Щ. Буква Ъ. 2 1 Всего: 60 занятий 5 Раздел III. Календарно-тематическое планирование Тема занятия Программное содержание Звуки [а], [о], [у]. Буквы А, О, У. Познакомить детей со звуками [а], [о], [у]. Буквами А, О, У. Звуки [м], [м’]. Буква М. Познакомить детей со звуками [м], [м’]. Буквой М. Звуки [с], [с’]. Буква С. Познакомить детей со звуками [с], [с’]. Буквой С. Звуки [х], [х’]. Буква Х. Познакомить детей со звуками [х], [х’]. Буквой Х. Звуки [р], [р’]. Буква Р. Познакомить детей со звуками [р], [р’]. Буквой Р. Материал и оборудование Количество занятий Дата проведения Букварь - тетрадь, карандаши, лета букв и звуков, мультимедийный проектор. Букварь - тетрадь, карандаши, лета букв и звуков, мультимедийный проектор. Букварь - тетрадь, карандаши, лета букв и звуков, мультимедийный проектор. Букварь - тетрадь, карандаши, лета букв и звуков, мультимедийный проектор. Букварь - тетрадь, карандаши, лета букв и звуков, мультимедийный проектор. 2 01.10 03.10 2 08.10 10.10 2 15.10 17.10 2 22.10 24.10 2 05.11 07.11 Дата проведения по факту 6 Звук [ш]. Буква Ш. Познакомить детей со звуком [ш]. Буквой Ш. Звук [ы]. Буква Ы. Познакомить детей со звуком [ы]. Буквой Ы. Звуки [л], [л’]. Буква Л. Познакомить детей со звуками [л], [л’]. Буквой Л. Звуки [н], [н’]. Буква Н. Познакомить детей со звуками [н], [н’]. Буквой Н. Звуки [к], [к’]. Буква К. Познакомить детей со звуками [к], [к’]. Буквой К. Звуки [т], [т’]. Буква Т. Познакомить детей со звуками [т], [т’]. Буквой Т. Букварь - тетрадь, карандаши, лета букв и звуков, мультимедийный проектор. Букварь - тетрадь, карандаши, лета букв и звуков, мультимедийный проектор. Букварь - тетрадь, карандаши, лета букв и звуков, мультимедийный проектор. Букварь - тетрадь, карандаши, лета букв и звуков, мультимедийный проектор. Букварь - тетрадь, карандаши, лета букв и звуков, мультимедийный проектор. Букварь - тетрадь, карандаши, лета букв и звуков, мультимедийный проектор. 2 12.11 14.11 2 19.11 21.11 2 26.11 28.11 2 03.12 05.12 2 10.12 12.12. 2 17.12 19.12 7 Звук [и]. Буква И. Познакомить детей со звуком [и]. Буквой И. Звуки [п], [п’]. Буква П. Познакомить детей со звуками [п], [п’]. Буквой П. Звуки [з], [з’]. Буква З. Познакомить детей со звуками [з], [з’]. Буквой З. Звук [й’]. Буква Й. Познакомить детей со звуком [й’]. Буквой Й. Звуки [г], [г’]. Буква Г. Познакомить детей со звуками [г], [г’]. Буквой Г. Звуки [в], [в’]. Буква В. Познакомить детей со звуками [в], [в’]. Буквой В. Букварь - тетрадь, карандаши, лета букв и звуков, мультимедийный проектор. Букварь - тетрадь, карандаши, лета букв и звуков, мультимедийный проектор. Букварь - тетрадь, карандаши, лета букв и звуков, мультимедийный проектор. 2 24.12 26.12 2 16.01. 21.01 2 23.01. 28.01 Букварь - тетрадь, карандаши, лета букв и звуков, мультимедийный проектор. Букварь - тетрадь, карандаши, лета букв и звуков, мультимедийный проектор. 2 30.01 04.02 2 06.02 11.02 Букварь - тетрадь, карандаши, лета букв и звуков, мультимедийный проектор. 2 13.02. 18.02 8 Звуки [д], [д’]. Буква Д. Познакомить детей со звуками [д], [д’]. Буквой Д. Букварь - тетрадь, карандаши, лета букв и звуков, мультимедийный проектор. 2 20.02 25.02 Звуки [б], [б’]. Буква Б. Познакомить детей со звуками [б], [б’]. Буквой Б. Букварь - тетрадь, карандаши, лета букв и звуков, мультимедийный проектор. 2 27.02 04.03 Звук [ж]. Буква Ж. Познакомить детей со звуком [ж]. Буквой Ж. 2 06.03 11.03 Звук [э]. Буква Э. Познакомить детей со звуком [э]. Буквой Э. 2 13.03 18.03 Буква Е. Звуки буквы Е. Познакомить детей со звуками буквы [е]. Буквой Е. 2 20.03 25.03 Буква Ь. Познакомить детей с буквой Ь. Букварь - тетрадь, карандаши, лета букв и звуков, мультимедийный проектор. Букварь - тетрадь, карандаши, лета букв и звуков, мультимедийный проектор. Букварь - тетрадь, карандаши, лета букв и звуков, мультимедийный проектор. Букварь - тетрадь, карандаши, лета букв и звуков, мультимедийный проектор. 1 27.03 01.04 9 Буква Я. Звуки буквы Я. Познакомить детей со звуками буквы [я]. Буквой Я. Букварь - тетрадь, карандаши, лета букв и звуков, мультимедийный проектор. 2 03.04 08.04 Буква Ю. Звуки буквы Ю. Познакомить детей со звуками буквы [ю]. Буквой Ю. 2 10.04 15.04 Буква Ё. Звуки буквы Ё. Познакомить детей со звуками буквы [Ё.]. Буквой Ё. 2 17.04 22.04 Звук [ч’]. Буква Ч. Познакомить детей со звуком [ч’]. Буквой Ч. 2 24.04. 01.05 Звук [ц]. Буква Ц. Познакомить детей со звуком [ц]. Буквой Ц. 2 06.05. 08.05 Звуки [ф], [ф’]. Буква Ф. Познакомить детей со звуками [ф], [ф’]. Буквой Ф. Букварь - тетрадь, карандаши, лета букв и звуков, мультимедийный проектор. Букварь - тетрадь, карандаши, лета букв и звуков, мультимедийный проектор. Букварь - тетрадь, карандаши, лета букв и звуков, мультимедийный проектор. Букварь - тетрадь, карандаши, лета букв и звуков, мультимедийный проектор. Букварь - тетрадь, карандаши, лета букв и звуков, мультимедийный проектор. 2 13.05 15.05 10 Звук [щ’]. Буква Щ. Познакомить детей со звуком [щ’]. Буквой Щ. Буква Ъ. Познакомить детей с буквой Ъ. Букварь - тетрадь, карандаши, лета букв и звуков, мультимедийный проектор. Букварь - тетрадь, карандаши, лета букв и звуков, мультимедийный проектор. 2 20.05 22.05 1 27.05 29.05 11 Раздел IV. Календарный учебный график Дата начала Дата Количество Продолжительность Сроки учебного года окончания учебных каникул контрольных учебного года недель 1 октября 2024 30 мая 2025 31 неделя года года процедур С 8 января по 15 Январь, май января 2025 года 2025 года 12 Раздел V. Планируемые результаты К концу курса дети могут: 1. владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать названия букв. 2. различать гласные, твердые и мягкие согласные. 3. правильно ставить ударение в знакомых словах. 4. читать целыми словами и предложениями из 2-3 слов, отвечают на вопросы по тексту. 13 Раздел VI. Комплекс организационно-педагогических условий Занятия с детьми будут проходить в отдельном обустроенном кабинете. Оборудование: столы и стулья для детей, магнитная доска, ноутбук, мультимедийный экран. Раздаточный материал: букварь - тетрадь на каждого ребенка, лента букв и звуков, карандаши, карточки с заданиями, поисковые таблицы слов, разрезная азбука, слоговые таблицы, Наглядные пособия: слоговые таблицы; таблицы для чтения, картинки – образы букв, схема для слияния букв, иллюстрации, буквы магнитной азбуки, алфавит, касса букв и слогов. Занятия организуются в игровой форме с чередованием видов деятельности: игрыпутешествия со звуками и буквами, по сказкам; дидактические игры со словами: «Угадай первый звук в слове», «Составь слово по первому звуку», «Назови слово на определѐнный звук», «На что похожа буква»; игры с магнитной азбукой: «Чудесный мешочек», «Какой буквы не стало», «Сложи слово из букв магнитной азбуки» и т.д. Диагностика проводится в начале и конце обучения (октябрь, май) посредством наблюдения за детьми во время занятий по следующим умениям и навыкам: 1.Владеет понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать названия букв. 2.Различает гласные, твердые и мягкие согласные. 3.Правильно ставит ударение в знакомых словах. 4. Читают целыми словами и предложениями из 2-3 слов, отвечает на вопросы по тексту. Результаты фиксируются в виде условных символов: ◌-навык не сформирован. ○-навык сформирован не полностью. ●-навык полностью сформирован. Подведение итогов проводится в форме игрового итогового занятия. 14 Раздел VII. Список литературы. 1. Богуславская З.М., Смирнова Е.О./ Развивающие игры для детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005.124 С. 2. Гомзяк О.С. Говорим правильно: Учебно – методический комплект.- Издательство ГНОМ, 2013 г.-176 С. 3. Градусова Г.Н. / Путешествие в Звукоречье: Пособие по обучению детей грамоте. - Пермь, 2002г.-98 С. 4. Жукова Н.С. / Букварь. Пособие по обучению детей правильному чтению.– Москва: Эксмо 2015г- 105 С. 5. Савина Л. П., Крылова Т. В. / Большой Букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках. - АСТ ООО "Фирма "Издательство АСТ" /2009 г.-205 С. 6. Стрелкова Л.П./ Уроки сказки,– М.: Педагогика, 2013г.-78 С. 7. Пименова Е.П./ Пальчиковые игры.– М.: Феникс, 2009г.-98 С. 15