Обучение чтению

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №55 комбинированного вида»

Принято
педагогическим советом
протокол №4
от «29» августа 2024 год

Утверждено
Приказом №01-06/200
От «30» августа 2024 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Обучение чтению»
Направленность: социально-гуманитарная
Возраст воспитанников: от 5 до 6 лет
Срок реализации: один год

Шалимова Людмила Александровна воспитатель

Ухта, 2024

Содержание
Наименование
Раздел I
Пояснительная записка
Раздел II
Учебный план
Раздел III
Календарно-тематический план
Раздел IV
Календарный учебный график
Раздел V
Планируемые результаты
Раздел VI
Комплекс организационно-педагогических условий
Список литературы

Страницы
3
5
7
13
14
15
16

2

Раздел I. Пояснительная записка
Направленность

дополнительной общеобразовательной программы «Обучение

чтению» для детей 5-6 лет (далее по тексту Программа) - социально-гуманитарная,
способствует освоению навыков осмысленного чтения у детей. Программа построена на
принципах конкретности, точности, логичности и реальности.
Актуальность Программы определяется ее направленностью на создание условий
для развития познавательных способностей детей, общих учебных умений и навыков.
Для

успешного

обучения

необходимо,

чтобы

ребенок

пришел

в

школу

подготовленным. От того, насколько высока эта готовность, зависит процесс адаптации к
школе и дальнейшие успехи в учебе.
Обучение чтению и грамоте дошкольников – это важный этап на пути подготовки к
школе, так как читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще
переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большее чувство
уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень
знаний и умений.
Отличительные особенности программы.
Программа является авторской разработкой педагога школы «IQ like» (город
Вологда) Марии Шутовой.
Занятия строятся на интегрированной основе с широким использованием игровых
методов. Одним из основных разделов данной программы является формирование
фонетического восприятия и слуха. Подготовка детей к обучению грамоте способствует
уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков
фонетического анализа слов. Для нормального протекания процесса овладения чтением
необходимо, чтобы ребенок умел дифференцировать звуки в произнесенном на слух
слове, производить анализ звуковой структуры слова. Работа с детьми по формированию
звуковой стороны речи направлена на закрепление навыков правильного и отчетливого
произношения всех звуков родного языка (изолированных, в словах, в фразовой речи),
формирование

фонематического

восприятия.

Развитие

голосового

аппарата,

совершенствование интонационной выразительности речи, отработку речевого дыхания.
Успешное решение поставленных задач на занятиях по обучению чтению и грамоте
с дошкольниками возможно только при использовании педагогических принципов.
Педагогические принципы построения Программы:
- индивидуализации (определение посильных заданий с учетом
возможностей ребенка);
3

-

систематичности и последовательности,

обеспечивающий

взаимосвязь

и

взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному).
Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений.
- наглядности: мультимедийное изображение изучаемых объектов и понятий
способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании
дошкольников.
- сознательности и активности (обучение, опирающееся на
сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).
Адресат Программы - дети 5-6 лет, так как к этому возрасту у ребенка в этом
возрасте уже развиты все психические процессы, логическое мышление и речь.
Объем Программы - 60 учебных часов.
Основная форма организации образовательного процесса: групповые занятия.
Виды занятий: классическое, комплексное, тематическое, итоговое и контрольное,
занятие-игра, занятие-путешествие.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут группами до 10
человек.
Срок освоения: 1 год, 8 месяцев, 31 неделя
Цель и задачи программы:
Цель: научить детей слитному чтению слогов, слов и предложений.
Задачи:
1. Учить правильной артикуляции звуков, определять место звука (буквы) в слове.
2. Учить проводить анализ прочитанного.
3. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение.
4. Способствовать удовлетворению индивидуальных потребностей воспитанников в
интеллектуальном развитии;
5. Выявлять и поддерживать детей, проявивших выдающиеся способности.
6. Воспитывать интерес к чтению.

4

Раздел II. Учебный план
№
1

Наименование разделов, тем
Звуки [а], [о], [у]. Буквы А, О, У.

Количество занятий
2

2

Звуки [м], [м’]. Буква М.

2

3

Звуки [с], [с’]. Буква С.

2

4

Звуки [х], [х’]. Буква Х.

2

5

Звуки [р], [р’]. Буква Р.

2

6

Звук [ш]. Буква Ш.

2

7

Звук [ы]. Буква Ы.

2

8

Звуки [л], [л’]. Буква Л.

2

9

Звуки [н], [н’]. Буква Н.

2

10

Звуки [к], [к’]. Буква К.

2

11

Звуки [т], [т’]. Буква Т.

2

12

Звук [и]. Буква И.

2

13

Звуки [п], [п’]. Буква П.

2

14

Звуки [з], [з’]. Буква З.

2

15

Звук [й’]. Буква Й.

2

16

Звуки [г], [г’]. Буква Г.

2

17

Звуки [в], [в’]. Буква В.

2

18

Звуки [д], [д’]. Буква Д.

2

19

Звуки [б], [б’]. Буква Б.

2

20

Звук [ж]. Буква Ж.

2

21

Звук [э]. Буква Э.

2

22

Буква Е. Звуки буквы Е.

2

23

Буква Ь.

1

24

Буква Я. Звуки буквы Я.

2

25

Буква Ю. Звуки буквы Ю.

2

26

Буква Ё. Звуки буквы Ё.

2

27

Звук [ч’]. Буква Ч.

2

28

Звук [ц]. Буква Ц.

2

29

Звуки [ф], [ф’]. Буква Ф.

2

30
31

Звук [щ’]. Буква Щ.
Буква Ъ.

2
1
Всего: 60 занятий

5

Раздел III. Календарно-тематическое планирование
Тема
занятия

Программное содержание

Звуки [а], [о], [у].
Буквы А, О, У.

Познакомить детей со звуками [а], [о], [у].
Буквами А, О, У.

Звуки [м], [м’]. Буква
М.

Познакомить детей со звуками [м], [м’].
Буквой М.

Звуки [с], [с’]. Буква С.

Познакомить детей со звуками [с], [с’]. Буквой
С.

Звуки [х], [х’]. Буква Х.

Познакомить детей со звуками [х], [х’]. Буквой
Х.

Звуки [р], [р’]. Буква Р.

Познакомить детей со звуками [р], [р’]. Буквой
Р.

Материал и
оборудование

Количество
занятий

Дата
проведения

Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.

2

01.10
03.10

2

08.10
10.10

2

15.10
17.10

2

22.10
24.10

2

05.11
07.11

Дата
проведения
по факту

6

Звук [ш]. Буква Ш.

Познакомить детей со звуком [ш]. Буквой Ш.

Звук [ы]. Буква Ы.

Познакомить детей со звуком [ы]. Буквой Ы.

Звуки [л], [л’]. Буква Л.

Познакомить детей со звуками [л], [л’]. Буквой
Л.

Звуки [н], [н’]. Буква Н.

Познакомить детей со звуками [н], [н’]. Буквой
Н.

Звуки [к], [к’]. Буква К.

Познакомить детей со звуками [к], [к’]. Буквой
К.

Звуки [т], [т’]. Буква Т.

Познакомить детей со звуками [т], [т’]. Буквой
Т.

Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.

2

12.11
14.11

2

19.11
21.11

2

26.11
28.11

2

03.12
05.12

2

10.12
12.12.

2

17.12
19.12

7

Звук [и]. Буква И.

Познакомить детей со звуком [и]. Буквой И.

Звуки [п], [п’]. Буква П.

Познакомить детей со звуками [п], [п’]. Буквой
П.

Звуки [з], [з’]. Буква З.

Познакомить детей со звуками [з], [з’]. Буквой
З.

Звук [й’]. Буква Й.

Познакомить детей со звуком [й’]. Буквой Й.

Звуки [г], [г’]. Буква Г.

Познакомить детей со звуками [г], [г’]. Буквой
Г.

Звуки [в], [в’]. Буква В.

Познакомить детей со звуками [в], [в’]. Буквой
В.

Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.

2

24.12
26.12

2

16.01.
21.01

2

23.01.
28.01

Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.

2

30.01
04.02

2

06.02
11.02

Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.

2

13.02.
18.02

8

Звуки [д], [д’]. Буква Д.

Познакомить детей со звуками [д], [д’]. Буквой
Д.

Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.

2

20.02
25.02

Звуки [б], [б’]. Буква Б.

Познакомить детей со звуками [б], [б’]. Буквой
Б.

Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.

2

27.02
04.03

Звук [ж]. Буква Ж.

Познакомить детей со звуком [ж]. Буквой Ж.

2

06.03
11.03

Звук [э]. Буква Э.

Познакомить детей со звуком [э]. Буквой Э.

2

13.03
18.03

Буква Е. Звуки буквы
Е.

Познакомить детей со звуками буквы [е].
Буквой Е.

2

20.03
25.03

Буква Ь.

Познакомить детей с буквой Ь.

Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.

1

27.03
01.04

9

Буква Я. Звуки буквы
Я.

Познакомить детей со звуками буквы [я].
Буквой Я.

Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.

2

03.04
08.04

Буква Ю. Звуки буквы
Ю.

Познакомить детей со звуками буквы [ю].
Буквой Ю.

2

10.04
15.04

Буква Ё. Звуки буквы
Ё.

Познакомить детей со звуками буквы [Ё.].
Буквой Ё.

2

17.04
22.04

Звук [ч’]. Буква Ч.

Познакомить детей со звуком [ч’]. Буквой Ч.

2

24.04.
01.05

Звук [ц]. Буква Ц.

Познакомить детей со звуком [ц]. Буквой Ц.

2

06.05.
08.05

Звуки [ф], [ф’]. Буква
Ф.

Познакомить детей со звуками [ф], [ф’].
Буквой Ф.

Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.

2

13.05
15.05

10

Звук [щ’]. Буква Щ.

Познакомить детей со звуком [щ’]. Буквой Щ.

Буква Ъ.

Познакомить детей с буквой Ъ.

Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.

2

20.05
22.05

1

27.05
29.05

11

Раздел IV. Календарный учебный график
Дата начала

Дата

Количество

Продолжительность

Сроки

учебного года

окончания

учебных

каникул

контрольных

учебного года

недель

1 октября 2024

30 мая 2025

31 неделя

года

года

процедур
С 8 января по 15

Январь, май

января 2025 года

2025 года

12

Раздел V. Планируемые результаты
К концу курса дети могут:

1.

владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать

названия букв.

2.

различать гласные, твердые и мягкие согласные.

3.

правильно ставить ударение в знакомых словах.

4.

читать целыми словами и предложениями из 2-3 слов, отвечают на вопросы

по тексту.

13

Раздел VI. Комплекс организационно-педагогических условий
Занятия с детьми будут проходить в отдельном обустроенном кабинете.
Оборудование: столы и стулья для детей, магнитная доска, ноутбук, мультимедийный
экран.
Раздаточный материал: букварь - тетрадь на каждого ребенка, лента букв и
звуков, карандаши, карточки с заданиями, поисковые таблицы слов, разрезная азбука,
слоговые таблицы,
Наглядные пособия: слоговые таблицы; таблицы для чтения, картинки – образы
букв, схема для слияния букв, иллюстрации, буквы магнитной азбуки, алфавит, касса букв
и слогов.
Занятия организуются в игровой форме с чередованием видов деятельности: игрыпутешествия со звуками и буквами, по сказкам; дидактические игры со словами: «Угадай
первый звук в слове», «Составь слово по первому звуку», «Назови слово на определѐнный
звук», «На что похожа буква»; игры с магнитной азбукой: «Чудесный мешочек», «Какой
буквы не стало», «Сложи слово из букв магнитной азбуки» и т.д.
Диагностика проводится в начале и конце обучения (октябрь, май) посредством
наблюдения за детьми во время занятий по следующим умениям и навыкам:
1.Владеет понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать названия
букв.
2.Различает гласные, твердые и мягкие согласные.
3.Правильно ставит ударение в знакомых словах.
4. Читают целыми словами и предложениями из 2-3 слов, отвечает на вопросы по
тексту.
Результаты фиксируются в виде условных символов:
◌-навык не сформирован.
○-навык сформирован не полностью.
●-навык полностью сформирован.
Подведение итогов проводится в форме игрового итогового занятия.

14

Раздел VII. Список литературы.
1.

Богуславская

З.М.,

Смирнова

Е.О./

Развивающие

игры

для

детей

дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005.124 С.
2.

Гомзяк О.С. Говорим правильно: Учебно – методический комплект.-

Издательство ГНОМ, 2013 г.-176 С.
3.

Градусова Г.Н. / Путешествие в Звукоречье: Пособие по обучению детей

грамоте. - Пермь, 2002г.-98 С.
4.

Жукова Н.С. / Букварь. Пособие по обучению детей правильному чтению.–

Москва: Эксмо 2015г- 105 С.
5.

Савина Л. П., Крылова Т. В.

/ Большой Букварь в играх, сказках,

стихотворениях, загадках. - АСТ ООО "Фирма "Издательство АСТ" /2009 г.-205 С.
6.

Стрелкова Л.П./ Уроки сказки,– М.: Педагогика, 2013г.-78 С.

7.

Пименова Е.П./ Пальчиковые игры.– М.: Феникс, 2009г.-98 С.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».