Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №55 комбинированного вида»
Принято
педагогическим советом
протокол №4
от «29» августа 2024 год
Утверждено
Приказом №01-06/200
От «30» августа 2024 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Обучение чтению»
Направленность: социально-гуманитарная
Возраст воспитанников: от 5 до 6 лет
Срок реализации: один год
Шалимова Людмила Александровна воспитатель
Ухта, 2024
Содержание
Наименование
Раздел I
Пояснительная записка
Раздел II
Учебный план
Раздел III
Календарно-тематический план
Раздел IV
Календарный учебный график
Раздел V
Планируемые результаты
Раздел VI
Комплекс организационно-педагогических условий
Список литературы
Страницы
3
5
7
13
14
15
16
2
Раздел I. Пояснительная записка
Направленность
дополнительной общеобразовательной программы «Обучение
чтению» для детей 5-6 лет (далее по тексту Программа) - социально-гуманитарная,
способствует освоению навыков осмысленного чтения у детей. Программа построена на
принципах конкретности, точности, логичности и реальности.
Актуальность Программы определяется ее направленностью на создание условий
для развития познавательных способностей детей, общих учебных умений и навыков.
Для
успешного
обучения
необходимо,
чтобы
ребенок
пришел
в
школу
подготовленным. От того, насколько высока эта готовность, зависит процесс адаптации к
школе и дальнейшие успехи в учебе.
Обучение чтению и грамоте дошкольников – это важный этап на пути подготовки к
школе, так как читающие дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще
переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большее чувство
уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень
знаний и умений.
Отличительные особенности программы.
Программа является авторской разработкой педагога школы «IQ like» (город
Вологда) Марии Шутовой.
Занятия строятся на интегрированной основе с широким использованием игровых
методов. Одним из основных разделов данной программы является формирование
фонетического восприятия и слуха. Подготовка детей к обучению грамоте способствует
уточнению представлений о звуковом составе языка, содействует усвоению навыков
фонетического анализа слов. Для нормального протекания процесса овладения чтением
необходимо, чтобы ребенок умел дифференцировать звуки в произнесенном на слух
слове, производить анализ звуковой структуры слова. Работа с детьми по формированию
звуковой стороны речи направлена на закрепление навыков правильного и отчетливого
произношения всех звуков родного языка (изолированных, в словах, в фразовой речи),
формирование
фонематического
восприятия.
Развитие
голосового
аппарата,
совершенствование интонационной выразительности речи, отработку речевого дыхания.
Успешное решение поставленных задач на занятиях по обучению чтению и грамоте
с дошкольниками возможно только при использовании педагогических принципов.
Педагогические принципы построения Программы:
- индивидуализации (определение посильных заданий с учетом
возможностей ребенка);
3
-
систематичности и последовательности,
обеспечивающий
взаимосвязь
и
взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному).
Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений.
- наглядности: мультимедийное изображение изучаемых объектов и понятий
способствует формированию более полных и четких образов и представлений в сознании
дошкольников.
- сознательности и активности (обучение, опирающееся на
сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).
Адресат Программы - дети 5-6 лет, так как к этому возрасту у ребенка в этом
возрасте уже развиты все психические процессы, логическое мышление и речь.
Объем Программы - 60 учебных часов.
Основная форма организации образовательного процесса: групповые занятия.
Виды занятий: классическое, комплексное, тематическое, итоговое и контрольное,
занятие-игра, занятие-путешествие.
Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 30 минут группами до 10
человек.
Срок освоения: 1 год, 8 месяцев, 31 неделя
Цель и задачи программы:
Цель: научить детей слитному чтению слогов, слов и предложений.
Задачи:
1. Учить правильной артикуляции звуков, определять место звука (буквы) в слове.
2. Учить проводить анализ прочитанного.
3. Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, воображение.
4. Способствовать удовлетворению индивидуальных потребностей воспитанников в
интеллектуальном развитии;
5. Выявлять и поддерживать детей, проявивших выдающиеся способности.
6. Воспитывать интерес к чтению.
4
Раздел II. Учебный план
№
1
Наименование разделов, тем
Звуки [а], [о], [у]. Буквы А, О, У.
Количество занятий
2
2
Звуки [м], [м’]. Буква М.
2
3
Звуки [с], [с’]. Буква С.
2
4
Звуки [х], [х’]. Буква Х.
2
5
Звуки [р], [р’]. Буква Р.
2
6
Звук [ш]. Буква Ш.
2
7
Звук [ы]. Буква Ы.
2
8
Звуки [л], [л’]. Буква Л.
2
9
Звуки [н], [н’]. Буква Н.
2
10
Звуки [к], [к’]. Буква К.
2
11
Звуки [т], [т’]. Буква Т.
2
12
Звук [и]. Буква И.
2
13
Звуки [п], [п’]. Буква П.
2
14
Звуки [з], [з’]. Буква З.
2
15
Звук [й’]. Буква Й.
2
16
Звуки [г], [г’]. Буква Г.
2
17
Звуки [в], [в’]. Буква В.
2
18
Звуки [д], [д’]. Буква Д.
2
19
Звуки [б], [б’]. Буква Б.
2
20
Звук [ж]. Буква Ж.
2
21
Звук [э]. Буква Э.
2
22
Буква Е. Звуки буквы Е.
2
23
Буква Ь.
1
24
Буква Я. Звуки буквы Я.
2
25
Буква Ю. Звуки буквы Ю.
2
26
Буква Ё. Звуки буквы Ё.
2
27
Звук [ч’]. Буква Ч.
2
28
Звук [ц]. Буква Ц.
2
29
Звуки [ф], [ф’]. Буква Ф.
2
30
31
Звук [щ’]. Буква Щ.
Буква Ъ.
2
1
Всего: 60 занятий
5
Раздел III. Календарно-тематическое планирование
Тема
занятия
Программное содержание
Звуки [а], [о], [у].
Буквы А, О, У.
Познакомить детей со звуками [а], [о], [у].
Буквами А, О, У.
Звуки [м], [м’]. Буква
М.
Познакомить детей со звуками [м], [м’].
Буквой М.
Звуки [с], [с’]. Буква С.
Познакомить детей со звуками [с], [с’]. Буквой
С.
Звуки [х], [х’]. Буква Х.
Познакомить детей со звуками [х], [х’]. Буквой
Х.
Звуки [р], [р’]. Буква Р.
Познакомить детей со звуками [р], [р’]. Буквой
Р.
Материал и
оборудование
Количество
занятий
Дата
проведения
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
2
01.10
03.10
2
08.10
10.10
2
15.10
17.10
2
22.10
24.10
2
05.11
07.11
Дата
проведения
по факту
6
Звук [ш]. Буква Ш.
Познакомить детей со звуком [ш]. Буквой Ш.
Звук [ы]. Буква Ы.
Познакомить детей со звуком [ы]. Буквой Ы.
Звуки [л], [л’]. Буква Л.
Познакомить детей со звуками [л], [л’]. Буквой
Л.
Звуки [н], [н’]. Буква Н.
Познакомить детей со звуками [н], [н’]. Буквой
Н.
Звуки [к], [к’]. Буква К.
Познакомить детей со звуками [к], [к’]. Буквой
К.
Звуки [т], [т’]. Буква Т.
Познакомить детей со звуками [т], [т’]. Буквой
Т.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
2
12.11
14.11
2
19.11
21.11
2
26.11
28.11
2
03.12
05.12
2
10.12
12.12.
2
17.12
19.12
7
Звук [и]. Буква И.
Познакомить детей со звуком [и]. Буквой И.
Звуки [п], [п’]. Буква П.
Познакомить детей со звуками [п], [п’]. Буквой
П.
Звуки [з], [з’]. Буква З.
Познакомить детей со звуками [з], [з’]. Буквой
З.
Звук [й’]. Буква Й.
Познакомить детей со звуком [й’]. Буквой Й.
Звуки [г], [г’]. Буква Г.
Познакомить детей со звуками [г], [г’]. Буквой
Г.
Звуки [в], [в’]. Буква В.
Познакомить детей со звуками [в], [в’]. Буквой
В.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
2
24.12
26.12
2
16.01.
21.01
2
23.01.
28.01
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
2
30.01
04.02
2
06.02
11.02
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
2
13.02.
18.02
8
Звуки [д], [д’]. Буква Д.
Познакомить детей со звуками [д], [д’]. Буквой
Д.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
2
20.02
25.02
Звуки [б], [б’]. Буква Б.
Познакомить детей со звуками [б], [б’]. Буквой
Б.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
2
27.02
04.03
Звук [ж]. Буква Ж.
Познакомить детей со звуком [ж]. Буквой Ж.
2
06.03
11.03
Звук [э]. Буква Э.
Познакомить детей со звуком [э]. Буквой Э.
2
13.03
18.03
Буква Е. Звуки буквы
Е.
Познакомить детей со звуками буквы [е].
Буквой Е.
2
20.03
25.03
Буква Ь.
Познакомить детей с буквой Ь.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
1
27.03
01.04
9
Буква Я. Звуки буквы
Я.
Познакомить детей со звуками буквы [я].
Буквой Я.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
2
03.04
08.04
Буква Ю. Звуки буквы
Ю.
Познакомить детей со звуками буквы [ю].
Буквой Ю.
2
10.04
15.04
Буква Ё. Звуки буквы
Ё.
Познакомить детей со звуками буквы [Ё.].
Буквой Ё.
2
17.04
22.04
Звук [ч’]. Буква Ч.
Познакомить детей со звуком [ч’]. Буквой Ч.
2
24.04.
01.05
Звук [ц]. Буква Ц.
Познакомить детей со звуком [ц]. Буквой Ц.
2
06.05.
08.05
Звуки [ф], [ф’]. Буква
Ф.
Познакомить детей со звуками [ф], [ф’].
Буквой Ф.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
2
13.05
15.05
10
Звук [щ’]. Буква Щ.
Познакомить детей со звуком [щ’]. Буквой Щ.
Буква Ъ.
Познакомить детей с буквой Ъ.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
Букварь - тетрадь,
карандаши, лета букв
и звуков,
мультимедийный
проектор.
2
20.05
22.05
1
27.05
29.05
11
Раздел IV. Календарный учебный график
Дата начала
Дата
Количество
Продолжительность
Сроки
учебного года
окончания
учебных
каникул
контрольных
учебного года
недель
1 октября 2024
30 мая 2025
31 неделя
года
года
процедур
С 8 января по 15
Январь, май
января 2025 года
2025 года
12
Раздел V. Планируемые результаты
К концу курса дети могут:
1.
владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать
названия букв.
2.
различать гласные, твердые и мягкие согласные.
3.
правильно ставить ударение в знакомых словах.
4.
читать целыми словами и предложениями из 2-3 слов, отвечают на вопросы
по тексту.
13
Раздел VI. Комплекс организационно-педагогических условий
Занятия с детьми будут проходить в отдельном обустроенном кабинете.
Оборудование: столы и стулья для детей, магнитная доска, ноутбук, мультимедийный
экран.
Раздаточный материал: букварь - тетрадь на каждого ребенка, лента букв и
звуков, карандаши, карточки с заданиями, поисковые таблицы слов, разрезная азбука,
слоговые таблицы,
Наглядные пособия: слоговые таблицы; таблицы для чтения, картинки – образы
букв, схема для слияния букв, иллюстрации, буквы магнитной азбуки, алфавит, касса букв
и слогов.
Занятия организуются в игровой форме с чередованием видов деятельности: игрыпутешествия со звуками и буквами, по сказкам; дидактические игры со словами: «Угадай
первый звук в слове», «Составь слово по первому звуку», «Назови слово на определѐнный
звук», «На что похожа буква»; игры с магнитной азбукой: «Чудесный мешочек», «Какой
буквы не стало», «Сложи слово из букв магнитной азбуки» и т.д.
Диагностика проводится в начале и конце обучения (октябрь, май) посредством
наблюдения за детьми во время занятий по следующим умениям и навыкам:
1.Владеет понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать названия
букв.
2.Различает гласные, твердые и мягкие согласные.
3.Правильно ставит ударение в знакомых словах.
4. Читают целыми словами и предложениями из 2-3 слов, отвечает на вопросы по
тексту.
Результаты фиксируются в виде условных символов:
◌-навык не сформирован.
○-навык сформирован не полностью.
●-навык полностью сформирован.
Подведение итогов проводится в форме игрового итогового занятия.
14
Раздел VII. Список литературы.
1.
Богуславская
З.М.,
Смирнова
Е.О./
Развивающие
игры
для
детей
дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005.124 С.
2.
Гомзяк О.С. Говорим правильно: Учебно – методический комплект.-
Издательство ГНОМ, 2013 г.-176 С.
3.
Градусова Г.Н. / Путешествие в Звукоречье: Пособие по обучению детей
грамоте. - Пермь, 2002г.-98 С.
4.
Жукова Н.С. / Букварь. Пособие по обучению детей правильному чтению.–
Москва: Эксмо 2015г- 105 С.
5.
Савина Л. П., Крылова Т. В.
/ Большой Букварь в играх, сказках,
стихотворениях, загадках. - АСТ ООО "Фирма "Издательство АСТ" /2009 г.-205 С.
6.
Стрелкова Л.П./ Уроки сказки,– М.: Педагогика, 2013г.-78 С.
7.
Пименова Е.П./ Пальчиковые игры.– М.: Феникс, 2009г.-98 С.
15