Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №55 комбинированного вида» Принято педагогическим советом протокол №4 от «29» августа 2024 год Утверждено Приказом №01-06/200 От «30» августа 2024 года ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Подготовка к школе» Направленность: социально-гуманитарная Возраст воспитанников: от 6 до 7 лет Срок реализации: один год Шалимова Людмила Александровна воспитатель Ухта, 2024 Содержание Наименование Раздел I Пояснительная записка Раздел II Учебный план Раздел III Календарно-тематический план Раздел IV Календарный учебный график Раздел V Планируемые результаты Раздел VI Комплекс организационно-педагогических условий Список литературы Страницы 3 6 9 31 32 33 34 2 РАЗДЕЛ I. Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к школе» (далее Программа) имеет социально-гуманитарную направленность, предназначена для подготовки детей 6-7 лет к школьному обучению и является авторской методикой действующего педагога школы «IQ like» (город Вологда) Шутовой Марии. Программа построена на принципах конкретности, точности, логичности и реальности. Программа «Подготовка к школе» решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для обучения в школе. Таким образом, программа «Подготовка к школе» имеет социальнопедагогическую направленность. Актуальность Программы определяется ее направленностью на создание условий для развития познавательных способностей детей, общих учебных умений и навыков. Для успешного обучения необходимо, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным. От того, насколько высока эта готовность, зависит процесс адаптации к школе и дальнейшие успехи в учебе. Подготовленные к школе дети легче и быстрее усваивают школьную программу, проще переносят адаптационный период в начальной школе, испытывают большее чувство уверенности в своих возможностях, что позволяет им показывать хороший уровень знаний и умений. Отличительные особенности Программы заключается в том, что она предполагает использование современных педагогических технологий, позволяющих активизировать деятельностные и мыслительные процессы ребенка, включить его в изменившуюся социальную среду. Программа представляет систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, направленных на формирование у дошкольников необходимого уровня психологической готовности к школе, общение со сверстниками и педагогом, мотивационной готовности к школе. Педагогическая целесообразность программы Одной из наиболее острых проблем современной школы является рост количества учащихся со школьной дезадаптацией уже в первом классе. Очень часто результатом неуспеваемости, школьных неврозов, повышенной тревожности является неподготовленность ребенка к обучению. Эти явления сохраняются и надолго закрепляются у детей, поступивших в школу. Первый год обучения очень трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья, а также у тех дошкольников, которые не посещали 3 детские дошкольные учреждения. Предшкольная подготовка создает разные стартовые условия для получения начального образования, делает доступным качественное обучение на уровне начального общего образования. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками учебных действий. Для успешной адаптации детей дошкольного возраста к обучению в школе необходима системная работа, которая не только подготовит ребѐнка к школе, но и сумеет снять разного вида перегрузки, сохранит здоровье детей. Создание комфортной развивающей образовательной среды для общего развития ребѐнка дошкольного возраста, его потенциальных возможностей в сложный период перехода из дошкольного детства в школьное обучение определяет направление дополнительной общеразвивающей программы социальнопедагогической направленности «Подготовка к школе». Подготовка детей старшего дошкольного возраста к школе носит развивающий характер. Программа не допускает дублирования программ первого класса общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе по данной Программе инварианта, готовит дошкольника к любой системе школьного образования. Реализация данной программы позволяет обеспечить развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению. Адресат программы - дети 6-7 лет, так как к этому возрасту у ребенка уже развиты все психические процессы, логическое мышление и речь. Объем программы - 60 занятий. Основная форма организации образовательного процесса: групповые занятия. Виды занятий: классическое, комплексное, тематическое, итоговое и контрольное, занятие-игра. Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 45 минут группами до 10 человек. Срок реализации программы: 1 учебный год, 8 месяцев, 31 неделя. Цель программы – подготовка детей дошкольного возраста к обучению в школе в единстве дошкольного и школьного образовательного пространства. Основные задачи программы: сохранение и укрепление здоровья детей, их эмоционального благополучия; развитие личностных качеств детей; формирование у дошкольников ценностных установок и ориентаций; развитие любознательности, творческой активности, инициативности, самостоятельности; 4 формирование и развитие психических функций познавательной и эмоциональноволевой сферы; формирование предпосылок учебной деятельности - универсальных учебных действий, развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам; укрепление и развитие эмоционально-положительного отношения ребѐнка к школе, желания учиться. Дополнительная общеразвивающая программа «Подготовка к школе» включает следующие образовательные области: 1. «Речевое развитие» («Обучению чтению и грамоте») 2. «Познавательное развитие» («Математика») 5 Раздел II. Учебный план «Обучение чтению и грамоте» № Наименование разделов, тем Количество занятий 1 Речь письменная и устная. Звуки речи. Гласные звуки, знакомство. 1 2 3 4 5 Гласные звуки А, О, У, Э, Ы, И. Читаем, соединяем. Согласные звуки, знакомство. Парные согласные Б, П. Согласные звуки. Парные согласные В, Ф. Согласные звуки. Парные согласные Г, К. 1 1 1 1 6 7 8 Согласные звуки. Парные согласные Д, Т. Звуковой анализ. Согласные звуки. Парные согласные З, С. Звуковой анализ. Согласные звуки. Парные согласные Ж, Ш. Звуковой анализ. 1 1 1 9 10 11 12 13 Непарные согласные. Всегда звонкие звуки М, Н. Звуковой анализ. Непарные согласные. Всегда звонкие звуки Л, Р. Звуковой анализ. Непарные согласные. Звуки Ч, Щ. Звуковой анализ. Штриховка. Непарные согласные. Звуки Х, Ц. Звуковой анализ. «Путешествие в страну звуков и букв» (Звук Й). Звуковой анализ. 1 1 1 1 1 14 «Йотированные звуки» (Звуки Е и Е). Пишем аккуратно. Звуковой анализ слов. «Йотированные звуки» (Звуки Ю и Я). Пишем аккуратно. Звуковой анализ слов. Буква Ъ – показатель твердости. Буква Ь – показатель мягкости. Соединяем и читаем. Продолжи строчку. Читаем слова. Игра «Снежный ком». Составь слово из слогов. Прочитай рассказ, ответь на вопросы. Понятие об ударении. Прочитай слова, поставь ударение. Понятие об ударении. Прочитай слова, поставь ударение. Понятие об ударении. Прочитай слова, поставь ударение. Определи сколько слогов в слове. Понятие «предложение». Посмотри на картинку и составь предложение. Предложение. Схема предложения. Знакомство. Продолжение чтения предложений. Схема предложения. Понятие «Рифма». Продолжение чтения предложений. Схема предложения. Понятие «Рифма». Учимся читать с интонацией. Понятие «интонация». Учимся читать с интонацией. Учимся читать рассказ. Составление схемы предложений. Звуковой анализ слов. Учимся читать рассказ. Составление схемы предложений. Звуковой анализ слов. Читаем рассказ. Делим слова на слоги. Составление слов из слогов. Звуковой анализ слов. Всего: 30 занятий «Математика» 1 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 6 № Наименование разделов, тем Количество занятий 1 Счет предметов. Цифры 1, 2. Количественный состав числа 2. 1 2 Счет предметов. Цифры 3, 4. Количественный состав чисел 3, 4. Геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) Счет предметов. Цифра 5. Количественный состав числа5. Раскрашивание по номерам. Счет предметов в пределах пяти. Повторение состава числа от 2 до 5. Работа с числовым рядом. Цифра 6. Повторение состава числа от 2 до 6. Принцип аналогии. Знакомство. Закрепление названий геометрических фигур. 1 6 Работа с числовым рядом. Цифра 7. Состав числа 7. 1 7 Работа с числовым рядом. Цифра 8. Состав числа 8. Счет предметов. Штриховка. Счет предметов от 1 до 8. Цифра 9. Задание на логику «Добавь недостающую часть», «Лабиринт». 1 Счет предметов от 1 до 8. Цифра 10. Состав числа 10. Повторение геометрических фигур. Работа с числовым рядом от 1 до 10. Счет предметов. Состав числа. Работа со счетными палочками. Счет предметов в пределах 10. Прямой и обратный порядок. Знаки сравнения >,<, =. Соотношение цифры и количества фигур. Состав числа 2. Счет предметов в пределах 10. Прямой и обратный порядок. Состав числа 2. Сравнение предметов. Соотношение цифры и количества фигур. Состав чисел 2 и 3. Счет предметов в пределах 10. Прямой и обратный порядок. Соотношение цифры и количества фигур. Состав числа 4. Сравнение предметов. Счет предметов в пределах 10. Прямой и обратный порядок. Соотношение цифры и количества фигур. Состав числа 5. Сравнение предметов. Счет предметов в пределах 10. Прямой и обратный порядок. Соотношение цифры и количества фигур. Состав чисел от 2 до 5. Сравнение предметов. Принцип аналогии. Работа с клеткой. Работа с числовым рядом от 1 до 10. Прямой и обратный счет. Состав числа 6 (на сложение). Решение примеров в пределах 6. Работа с числовым рядом от 1 до 10. Прямой и обратный счет. Состав числа 7. Соотношение цифры с количеством фигур. Работа с клеткой. Решение предметов в пределах 7 (на сложение). Работа с числовым рядом от 1 до 10. Прямой и обратный счет. Сравнение предметов. Состав числа 8. Работа с клеткой. Решение примеров в пределах 8 (на сложение). Работа с числовым рядом от 1 до 10. Прямой и обратный счет. Сравнение предметов. Состав числа 9. Работа с клеткой. Решение примеров в пределах 9 (на сложение). Работа с числовым рядом от 1 до 10. Прямой и обратный счет. Сравнение предметов. Состав числа 10. Работа с клеткой. Решение примеров в пределах 10 (на сложение). 1 3 4 5 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Знакомство со вторым десятком чисел. Принцип вычитания. Знак -. Графический диктант. Сравнение чисел. Работа с числовым рядом от 1 до 20. Счет предметов. Состав чисел 11, 12, 13. Составление примеров согласно рисунку (на вычитание). Графический диктант. Работа с числовым рядом от 1 до 20. Счет предметов. Состав чисел 14, 15, 16. Составление примеров согласно рисунку (на вычитание). Графический диктант. Раскрашивание по инструкции. Принцип аналогии. Работа с числовым рядом от 1 до 20. Счет предметов. Состав чисел 17, 18, 19. Составление примеров согласно рисунку (на вычитание). Работа с клеткой. Работа с числовым рядом от 1 до 20. Счет предметов. Состав чисел 14, 15, 16. Составление примеров согласно рисунку (на вычитание). Графический диктант. Раскрашивание по инструкции. Работа с числовым рядом от 1 до 20. Счет предметов. Графический диктант. Решение задач. Знакомство с линейкой. Работа с числовым рядом от 1 до 20. Счет предметов. Графический диктант. Решение задач. Учимся измерять отрезки, линейка. Работа с числовым рядом от 1 до 20. Решение задач. Учимся измерять отрезки, линейка. Работа с числовым рядом от 1 до 20. Решение задач. Учимся измерять отрезки, линейка. Контрольное задание. Всего: 30 занятий 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 Раздел III. Календарно-тематическое планирование «Обучение чтению и грамоте» Тема занятия Программное содержание Материал и оборудование Количество занятий 1.Речь письменная и устная. Звуки речи. Гласные звуки, знакомство. Формировать представление детей об устной и письменной речи, понятиях «звук», «буква». Знакомить с гласными звуками. Букварь - тетрадь, карандаши, лента букв и звуков, мультимедийный экран. 1 01.10 2.Гласные звуки А, О, У, Э, Ы, И. Читаем, соединяем. Познакомить с гласными звуками А, О, У, Э, Ы, И. Учить слиянию в один слог. Развивать фонематический слух. 1 03.10 3.Согласные звуки, знакомство. Парные согласные Б, П. Знакомить с согласными звуками. Знакомить с парными согласными Б, П. Учить соединять их с гласными. Учить определять место звука в названиях картинок. Учить читать знакомые буквы в строчку и в столбик. Букварь тетрадь, карандаши, лента букв и звуков, мультимедийный экран. Букварь тетрадь, карандаши, лента букв и звуков, мультимедийный экран. 1 08.10 Дата проведения Дата проведения по факту 9 4.Согласные звуки. Парные согласные В, Ф. Знакомить с парными согласными В, Ф. Учить соединять их с гласными. Учить определять место звука в названиях картинок. Продолжать учить читать знакомые буквы в строчку и в столбик. Букварь тетрадь, карандаши, лента букв и звуков, мультимедийный экран. 1 10.10 5.Согласные звуки. Парные согласные Г, К. Знакомить с парными согласными Г, К. Учить соединять их с гласными. Учить определять место звука в названиях картинок. Продолжать учить читать знакомые буквы в строчку и в столбик. Букварь тетрадь, карандаши, лента букв и звуков, мультимедийный экран. 1 15.10 6.Согласные звуки. Парные согласные Д, Т. Звуковой анализ. Знакомить с парными согласными Г, К. Учить соединять их с гласными. Учить определять место звука в названиях картинок. Продолжать учить читать знакомые буквы в строчку и в столбик. Учить делать звуковой анализ слов. Букварь тетрадь, карандаши, лента букв и звуков, мультимедийный экран. 1 17.10 10 7.Согласные звуки. Парные согласные З, С. Звуковой анализ. 8.Согласные звуки. Парные согласные Ж, Ш. Звуковой анализ. 9.Непарные согласные. Всегда звонкие звуки М, Н. Звуковой анализ. 10.Непарные согласные. Всегда звонкие звуки Л, Р. Звуковой анализ. Знакомить с парными согласными З, С. Учить соединять их с гласными. Учить определять место звука в названиях картинок. Продолжать учить читать знакомые буквы в строчку и в столбик. Учить делать звуковой анализ слов. Знакомить с парными согласными Ж, Ш. Учить соединять их с гласными. Учить определять место звука в названиях картинок. Продолжать учить читать знакомые буквы в строчку и в столбик. Учить делать звуковой анализ слов. Знакомить с согласными М, Н. Учить соединять их с гласными. Учить определять место звука в названиях картинок. Учить слиянию букв в один слог. Знакомить с согласными Л, Р. Учить соединять их с гласными. Учить определять место звука в названиях картинок. Учить слиянию букв в один слог. Продолжать учить делать Букварь тетрадь, карандаши, лента букв и звуков, мультимедийный экран. 1 22.10 Букварь тетрадь, карандаши, лента букв и звуков, мультимедийный экран. 1 24.10 Букварь тетрадь, карандаши, лента букв и звуков, мультимедийный экран. Букварь тетрадь, карандаши, лента букв и звуков, мультимедийный 1 05.11 1 07.11 11 звуковой анализ слов. экран. 11.Непарные согласные. Звуки Ч, Щ. Звуковой анализ. Штриховка. Знакомить с согласными Х, Щ. Учить соединять их с гласными. Продолжать учить делать звуковой анализ слов. Учить выполнять штриховку. 12.Непарные согласные. Звуки Х, Ц. Звуковой анализ. Знакомить с согласными Х, Щ. Учить соединять их с гласными. Продолжать учить делать звуковой анализ слов. 13.«Путешествие в страну звуков и букв» (Звук Й). Звуковой анализ. Знакомить с Й. Продолжать учить делать звуковой анализ слов. 14.«Йотированные звуки» (Звуки Е и Е). Пишем аккуратно. Звуковой анализ слов. Знакомить с йотированными гласными Е, Е. Продолжать учить аккуратно прописывать элементы. Продолжать учить делать звуковой анализ слов. Букварь тетрадь, карандаши, лента букв и звуков, мультимедийный экран. Букварь тетрадь, карандаши, лента букв и звуков, мультимедийный экран. Букварь тетрадь, карандаши, лента букв и звуков, мультимедийный экран. Букварь тетрадь, карандаши, лента букв и звуков, мультимедийный экран. 1 12.11 1 14.11 1 19.11 1 21.11 12 15.«Йотированные звуки» (Звуки Ю и Я). Пишем аккуратно. Звуковой анализ слов. Знакомить с йотированными гласными Ю, Я. Продолжать учить аккуратно прописывать элементы. Продолжать учить делать звуковой анализ слов. 16. Буква Ъ – показатель Знакомить с Ъ и Ь. твердости. Буква Ь – Знакомить с их показатель мягкости. свойствами. Продолжать Соединяем и читаем. учить соединять гласный Продолжи строчку. и согласный, читать слоги, слова. Продолжать учить аккуратно прописывать элементы. 17.Читаем слова. Игра Учить составлять слова из «Снежный ком». слогов. Продолжать учить Составь слово из слогов. читать тексты и отвечать Прочитай рассказ, ответь на вопросы на вопросы. 18.Понятие об ударении. Прочитай слова, поставь ударение. Знакомить с понятием «ударение». Учить ставить ударение в словах. Букварь тетрадь, карандаши, лента букв и звуков, мультимедийный экран. Букварь тетрадь, карандаши, лента букв и звуков, мультимедийный экран. 1 26.11 1 28.11 Букварь тетрадь, карандаши, лента букв и звуков, мультимедийный экран. Букварь тетрадь, карандаши, лента букв и звуков, мультимедийный экран. 1 03.12 1 05.12 13 19.Понятие об ударении. Прочитай слова, поставь ударение. Продолжать знакомить с понятием «ударение». Учить ставить ударение в словах. 20.Понятие об ударении. Прочитай слова, поставь ударение. Определи сколько слогов в слове. Продолжать знакомить с понятием «ударение». Учить ставить ударение в словах. 21.Понятие «предложение». Посмотри на картинку и составь предложение. Знакомить с понятием «предложение». Учить составлять предложения по картинкам. 22.Предложение. Схема предложения. Знакомство. Знакомить с понятием «схема предложения». Учить составлять схему предложения. 23.Продолжение чтения предложений. Схема предложения. Понятие «Рифма». Продолжать учить читать тексты и отвечать на вопросы. Продолжать учить составлять схему предложения. Знакомить Букварь тетрадь, карандаши, лента букв и звуков, мультимедийный экран. Букварь тетрадь, карандаши, лента букв и звуков, мультимедийный экран. Букварь тетрадь, карандаши, лента букв и звуков, мультимедийный экран.. Букварь тетрадь, карандаши, лента букв и звуков, мультимедийный экран. Букварь тетрадь, карандаши, лента букв и звуков, 1 10.12 1 12.12. 1 17.12 1 19.12 1 24.12 14 с понятием «рифма». мультимедийный экран. 24.Продолжение чтения предложений. Схема предложения. Понятие «Рифма». Продолжать учить читать тексты и отвечать на вопросы. Продолжать учить составлять схему предложения. Знакомить с понятием «рифма». 25.Учимся читать с интонацией. Понятие «интонация». Знакомить с понятием «интонация». Формировать навык чтения. 26.Учимся читать с интонацией. Продолжать учить определять место звука в словах. Продолжать учить читать с интонацией. 27.Учимся читать рассказ. Составление схемы предложений. Звуковой анализ слов. Продолжать формировать навык чтения. Букварь тетрадь, карандаши, лента букв и звуков, мультимедийный экран. Букварь тетрадь, карандаши, лента букв и звуков, мультимедийный экран. Букварь тетрадь, карандаши, лента букв и звуков, мультимедийный экран. Букварь тетрадь, карандаши, лента букв и звуков, мультимедийный экран. 1 26.12 1 16.01. 1 21.01 1 23.01. 15 28.Учимся читать рассказ. Составление схемы предложений. Звуковой анализ слов. Продолжать формировать навык чтения. Учить составлять схему предложения. Продолжать учить делать звуковой анализ слов. 29.Читаем рассказ. Делим слова на слоги. Совершенствовать навыки чтения. Учить делить слова на слоги. Учить придумывать слова по заданной звуковой модели. 30.Составление слов из слогов. Звуковой анализ слов. Закреплять навык чтения. Продолжать формировать составление слов из слогов. Закреплять умения делать звуковой анализ слов. Букварь тетрадь, карандаши, лента букв и звуков, мультимедийный экран. Букварь тетрадь, карандаши, лента букв и звуков, мультимедийный экран. Букварь тетрадь, карандаши, лента букв и звуков, мультимедийный экран. 1 28.01 1 30.01 1 04.02 16 «Математика» Тема занятия Программное содержание 1. Счет предметов. Цифры 1, 2. Количественный состав числа 2. Знакомить с числами 1 и 2. Знакомить с количественным составом числа 2. 2. Счет предметов. Цифры 3, 4. Количественный состав чисел 3, 4. Геометрические фигуры (круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник) Знакомить с числами 3 и 4. Знакомить с количественным составом чисел 3,4. Продолжать знакомить с геометрическими фигурами. 3. Счет предметов. Цифра 5. Количественный состав числа5. Раскрашивание по номерам. Знакомить с числом 5. Знакомить с количественным составом числа 2. Учить аккуратному раскрашиванию по номерам, закрепляя счет до 5. Материал и оборудование Букварь - тетрадь, карандаши, лента цифр, четный материал, игры из инструкторского чемоданчика, мультимедийный экран. Букварь тетрадь, карандаши, лента цифр, четный материал, игры из инструкторского чемоданчика, мультимедийный экран. Букварь тетрадь, карандаши, лента цифр, четный материал, игры из инструкторского чемоданчика, мультимедийный Количество занятий Дата проведения 1 06.02 1 11.02 1 13.02 Дата проведения по факту 17 экран. 4. Счет предметов в пределах пяти. Повторение состава числа от 2 до 5. Закреплять счет в пределах числа 5. Повторять количественный состав чисел от 2 до 5. 5. Работа с числовым рядом. Цифра 6. Повторение состава числа от 2 до 6. Принцип аналогии. Знакомство. Закрепление названий геометрических фигур. Учить ориентироваться в числовом ряду. Знакомить с числом 6. Учить выполнять задания по принципу аналогии. Закреплять названия геометрических фигур. Букварь тетрадь, карандаши, лента цифр, четный материал, игры из инструкторского чемоданчика, мультимедийный экран. Букварь тетрадь, карандаши, лента цифр, четный материал, игры из инструкторского чемоданчика, мультимедийный экран. 1 18.02 1 20.02 18 6. Работа с числовым рядом. Цифра 7. Состав числа 7. Продолжать ориентироваться в числовом ряду. Знакомить с числом 7 и его количественным составом. 7. Работа с числовым рядом. Цифра 8. Состав числа 8. Счет предметов. Штриховка. Продолжать ориентироваться в числовом ряду. Знакомить с числом 8 и его количественным составом. Учить правильно выполнять штриховку. 8. Счет предметов от 1 до 8. Цифра 9. Задание на логику «Добавь недостающую часть», «Лабиринт». Продолжать ориентироваться в числовом ряду. Знакомить с числом 9 и его количественным составом. Учить правильно решать логические упражнения. Букварь тетрадь, карандаши, лента цифр, четный материал, игры из инструкторского чемоданчика, мультимедийный экран. Букварь тетрадь, карандаши, лента цифр, четный материал, игры из инструкторского чемоданчика, мультимедийный экран. Букварь тетрадь, карандаши, лента цифр, четный материал, игры из инструкторского чемоданчика, мультимедийный экран. 1 25.02. 1 27.02. 1 04.03 19 9. Счет предметов от 1 до 8. Цифра 10. Состав числа 10. Повторение геометрических фигур. Продолжать учить ориентироваться в числовом ряду. Знакомить с числом 10 и числом 0. Закреплять названия геометрических фигур. Букварь тетрадь, карандаши, лента цифр, четный материал, игры из инструкторского чемоданчика, мультимедийный экран. 10. Работа с числовым Продолжать учить Букварь рядом от 1 до 10. Счет ориентироваться в числовом ряду тетрадь, предметов. Состав от 1 до 10. Знакомить с составом карандаши, числа. Работа со числа 10.Учить работать со лента цифр, счетными палочками. счетными палочками. четный материал, игры из инструкторского чемоданчика, мультимедийный экран. 11. Счет предметов в Продолжать учить прямому и Букварь пределах 10. Прямой и обратному счету предметов в тетрадь, обратный порядок. пределах 10. Знакомить со знаками карандаши, Знаки сравнения >,<, =. >,<, =. Учить соотносить цифры с лента цифр, Соотношение цифры и количеством фигур. Закреплять четный количества фигур. состав числа 2. материал, игры Состав числа 2. из инструкторского чемоданчика, мультимедийный экран. 1 06.03 1 11.03 1 13.03 20 12. Счет предметов в пределах 10. Прямой и обратный порядок. Сравнение предметов. Соотношение цифры и количества фигур. Состав чисел 2 и 3. Продолжать учить прямому и обратному счету предметов в пределах 10. Учить сравнивать предметы по количеству. Закреплять состав числа 2 и 3. 13. Счет предметов в пределах 10. Прямой и обратный порядок. Соотношение цифры и количества фигур. Состав числа 4. Сравнение предметов. Продолжать учить прямому и обратному счету предметов в пределах 10. Учить соотносить цифру с количеством фигур. Закреплять состав числа 4. 14. Счет предметов в пределах 10. Прямой и обратный порядок. Соотношение цифры и количества фигур. Состав числа 5. Сравнение предметов. Продолжать учить прямому и обратному счету предметов в пределах 10. Учить соотносить цифру с количеством фигур. Закреплять состав числа 5. Букварь тетрадь, карандаши, лента цифр, четный материал, игры из инструкторского чемоданчика, мультимедийный экран. Букварь тетрадь, карандаши, лента цифр, четный материал, игры из инструкторского чемоданчика, мультимедийный экран. Букварь тетрадь, карандаши, лента цифр, четный материал, игры из инструкторского чемоданчика, мультимедийный экран. 1 18.03 1 20.03 1 25.03 21 15. Счет предметов в пределах 10. Прямой и обратный порядок. Соотношение цифры и количества фигур. Состав чисел от 2 до 5. Сравнение предметов. Принцип аналогии. Работа с клеткой. Продолжать учить прямому и обратному счету предметов в пределах 10. Закреплять состав чисел от 2 до 5. Учить правильно выполнять задания по принципу аналогии. 16. Работа с числовым рядом от 1 до 10. Прямой и обратный счет. Состав числа 6. Решение примеров в пределах 6 (на сложение) Закреплять умения ориентироваться в числовом ряду от 1 до 10. Учить правильно решать примеры на сложение в пределах 6. 17. Работа с числовым рядом от 1 до 10. Прямой и обратный счет. Состав числа 7. Соотношение цифры с количеством фигур. Работа с клеткой. Решение предметов в пределах 7 (на сложение). Закреплять умения ориентироваться в числовом ряду от 1 до 10. Учить правильно решать примеры на сложение в пределах 7. Учить ориентироваться на листе бумаге, работать с клеткой. Букварь тетрадь, карандаши, лента цифр, четный материал, игры из инструкторского чемоданчика, мультимедийный экран. Букварь тетрадь, карандаши, лента цифр, четный материал, игры из инструкторского чемоданчика, мультимедийный экран. Букварь тетрадь, карандаши, лента цифр, четный материал, игры из инструкторского чемоданчика, мультимедийный экран. 1 1 1 27.03 01.04 03.04 22 18. Работа с числовым рядом от 1 до 10. Прямой и обратный счет. Сравнение предметов. Состав числа 8. Работа с клеткой. Решение примеров в пределах 8 (на сложение). Закреплять умения ориентироваться в числовом ряду от 1 до 10. Учить правильно решать примеры на сложение в пределах 8. Учить ориентироваться на листе бумаге, работать с клеткой. 19. Работа с числовым рядом от 1 до 10. Прямой и обратный счет. Сравнение предметов. Состав числа 9. Работа с клеткой. Решение примеров в пределах 9 (на сложение). Закреплять умения ориентироваться в числовом ряду от 1 до 10. Учить правильно решать примеры на сложение в пределах 9. Учить ориентироваться на листе бумаге, работать с клеткой. 20. Работа с числовым рядом от 1 до 10. Прямой и обратный счет. Сравнение предметов. Состав числа 10. Работа с клеткой. Решение примеров в пределах 10 (на сложение). Закреплять умения ориентироваться в числовом ряду от 1 до 10. Учить правильно решать примеры на сложение в пределах 10. Учить ориентироваться на листе бумаге, работать с клеткой. Букварь тетрадь, карандаши, лента цифр, четный материал, игры из инструкторского чемоданчика, мультимедийный экран. Букварь тетрадь, карандаши, лента цифр, четный материал, игры из инструкторского чемоданчика, мультимедийный экран. Букварь тетрадь, карандаши, лента цифр, четный материал, игры из инструкторского чемоданчика, мультимедийный экран. 1 08.04 1 10.04 1 15.04 23 21. Знакомство со вторым десятком чисел. Принцип вычитания. Знак «-». Графический диктант. Сравнение чисел. 22. Работа с числовым рядом от 1 до 20. Счет предметов. Состав чисел 11, 12, 13. Составление примеров согласно рисунку (на вычитание). Графический диктант. 23. Работа с числовым рядом от 1 до 20. Счет предметов. Состав чисел 14, 15, 16. Составление примеров согласно рисунку (на вычитание). Графический диктант. Раскрашивание по Знакомить со вторым десятком чисел. Знакомить со знаком «-», с принципом вычитания. Продолжать учить сравнивать количество предметов, сравнивать числа. Продолжать учить ориентироваться в числовом ряду. Знакомить с составом чисел 11, 12, 13. Учить составлять примеры согласно рисунку. Продолжать учить ориентироваться в числовом ряду. Знакомить с составом чисел 14, 15, 16. Учить составлять примеры согласно рисунку. Продолжать учить раскрашивать аккуратно. Продолжать Букварь тетрадь, карандаши, лента цифр, четный материал, игры из инструкторского чемоданчика, мультимедийный экран. Букварь тетрадь, карандаши, лента цифр, четный материал, игры из инструкторского чемоданчика, мультимедийный экран. 1 Букварь тетрадь, карандаши, лента цифр, четный материал, игры из инструкторского чемоданчика, 1 1 17.04. 22.04 24.04 24 инструкции. Принцип аналогии. учить выполнять задания по принципу аналогии. мультимедийный экран. 24. Работа с числовым рядом от 1 до 20. Счет предметов. Состав чисел 17, 18, 19. Составление примеров согласно рисунку (на вычитание). Работа с клеткой. Продолжать учить ориентироваться в числовом ряду. Знакомить с составом чисел 17, 18, 19. Учить составлять примеры согласно рисунку. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаге, работать с клеткой. 25. Работа с числовым рядом от 1 до 20. Счет предметов. Состав чисел 14, 15, 16. Составление примеров согласно рисунку (на вычитание). Графический диктант. Раскрашивание по инструкции. Продолжать учить ориентироваться в числовом ряду. Знакомить с составом чисел 14, 15, 16. Учить составлять примеры согласно рисунку. 26. Работа с числовым рядом от 1 до 20. Счет предметов. Графический диктант. Решение задач. Знакомство с линейкой. Знакомить с линейкой, с ее делениями. Продолжать учить решать простые задачи. Букварь тетрадь, карандаши, лента цифр, четный материал, игры из инструкторского чемоданчика, мультимедийный экран. Букварь тетрадь, карандаши, лента цифр, четный материал, игры из инструкторского чемоданчика, мультимедийный экран. Букварь тетрадь, карандаши, лента цифр, четный материал, игры 1 06.05 1 13.05 1 15.05 25 из инструкторского чемоданчика, мультимедийный экран. 27. Работа с числовым рядом от 1 до 20. Счет предметов. Графический диктант. Решение задач. Учимся измерять отрезки, линейка. Учить правильно пользоваться линейкой. Учить измерять отрезки. 28. Работа с числовым рядом от 1 до 20. Решение задач. Учимся измерять отрезки, линейка. Продолжать учить измерять отрезки линейкой. Закреплять ориентацию в числовом ряду. 29. Работа с числовым рядом от 1 до 20. Решение задач. Учимся измерять отрезки, линейка. Продолжать учить измерять отрезки линейкой. Закреплять ориентацию в числовом ряду. Букварь тетрадь, карандаши, лента цифр, четный материал, игры из инструкторского чемоданчика, мультимедийный экран. Букварь тетрадь, карандаши, лента цифр, четный материал, игры из инструкторского чемоданчика, мультимедийный экран. Букварь тетрадь, карандаши, лента цифр, четный материал, игры 1 20.05 1 22.05 1 27.05 26 из инструкторского чемоданчика, мультимедийный экран. 30. Контрольное задание. Закреплять полученные за курс знания. Букварь тетрадь, карандаши, лента цифр, четный материал, игры из инструкторского чемоданчика, мультимедийный экран. 1 29.05 27 Раздел IV. Календарный учебный график Дата начала Дата окончания Количество Продолжительность Сроки учебного года учебного года учебных недель каникул контрольных процедур 1 октября 2024 31 мая 2025 года года 31 неделя С 8 января по 15 Январь, май января 2025 года 2025 года 28 Раздел V. Планируемые результаты освоения детьми дополнительной общеразвивающей программы «Подготовка к школе» К концу курса дети могут: 1. правильно произносить все звуки; 2. проводить классификацию звуков по их произношению; 3. проводить классификацию печатных букв по их элементам; 4. отвечать на вопросы педагога по содержанию, делать элементарные выводы; 5. пересказывать сказку, рассказ по опорным иллюстрациям; 6. составлять рассказы, сказки по картине, серии картинок; 7. обсуждать нравственные стороны поступков людей; 8. различать и называть простейшие геометрические фигуры (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг), отрезок, находить их прообразы в окружающем мире; 9. называть числа от 1 до 20 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; 10. сравнивать количество предметов в двух группах; 11. определять количество предметов в заданной группе и устно обозначать результат числом; 12. объяснять (на предметах, предметных рисунках, на схематичных рисунках) конкретный смысл действий на сложение и вычитание; 13. ориентироваться на листе бумаги, на плоскости и в пространстве; 14. определять взаимное расположение предметов; 15. сравнивать предметы по длине, используя линейку; 16. распознавать на рисунках и в природе изученные растения и животных; 17. перечислять в правильной последовательности времена года и кратко характеризовать их признаки; 18. различать гласные и согласные звуки и соотносить их с буквами; 19. устанавливать количественные отношения в натуральном ряду чисел в прямом и обратном порядке; 20. присчитывать и отсчитывать по одному, по два; 21. проявлять осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для человека ситуациям, соблюдать элементарные правила безопасности дорожного движения и безопасного поведения в мире природы; 22. проявлять заинтересованное и бережное отношение к природному окружению, соблюдать простейшие правила поведения в природе. 29 Раздел VI. Комплекс организационно-педагогических условий Занятия с детьми будут проходить в отдельном обустроенном кабинете. Оборудование: столы и стулья для детей, магнитная доска, ноутбук, мультимедийный экран. Раздаточный материал: лента цифр, лента звуков, букварь-тетрадь на каждого ребенка, листы бумаги, карандаши, касса букв и слогов, карточки с заданиями, разрезная азбука, слоговые таблицы. Наглядные пособия: презентации, слоговые таблицы; таблицы для чтения, картинки – образы букв, буквы магнитной азбуки, лента цифр, лента звуков, касса букв и слогов. Занятия организуются в игровой форме с чередованием видов деятельности: игрыпутешествия со звуками и буквами; дидактические игры со словами: «Угадай первый звук в слове», «Назови слово на определѐнный звук», «На что похожа буква»; игры с магнитной азбукой: «Какой буквы не стало», «Сложи слово из букв магнитной азбуки» и т.д. А также математические игры «Собери картинку, разместив цифры по порядку», «Реши примеры и собери пазл», «Рыбалка», «Строители». Диагностика проводится в начале и конце обучения (октябрь, май) посредством наблюдения за детьми во время занятий по следующим умениям и навыкам: 1.Владеет понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать названия букв. 2.Различает гласные, твердые и мягкие согласные. 3.Правильно ставит ударение в знакомых словах. 4.Читают целыми словами и предложениями из 2-3 слов, отвечает на вопросы по тексту. 5. Знает числовой ряд от 1 до 10. 6. Называет основные геометрические фигуры. Результаты фиксируются в виде условных символов: ◌-навык не сформирован. ○-навык сформирован не полностью. ●-навык полностью сформирован. Подведение итогов проводится в форме игрового итогового занятия. 30 Раздел VII. Список литературы 1. Н.А. Федосова. «От слова к букве». Пособие для детей 5 - 7 лет. - М: Просвещение, 2022. 2. С.И. Волкова. «Математические ступеньки». Пособие для детей 5 - 7 лет. - М: Просвещение, 2022. 3. Н.А. Федосова. «Моя первая Азбука». Пособие для детей 5 - 7 лет. - М: Просвещение, 2023 4. Ткаченко Т.А. «Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте», Москва, 2000г. 5. Морозова И.А., Пушкарева М.А, «Занятия по развитию речи в специализированном детском саду»; Москва, Владос, 2006. 6. Доронова В.И., Дриняева О.А. «Предшкольное обучение грамоте в ДОУ», Москва, Аркти, 2007. 7. Гербова В. В. «Учим слова и предложения. Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет. Мозаика-Синтез. 8. Колесникова Е.В. «Математика для детей 6-7 лет». 9. Колесникова Е. В. Диагностика математических способностей для детей 6 - 7 лет. 10. Богуславская З.М., Смирнова Е.О./ Развивающие игры для детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005.-124 С. 11. Гомзяк О.С. Говорим правильно: Учебно - методический комплект.- Издательство ГНОМ, 2013 г.-176 С. 12. Градусова Г.Н. / Путешествие в Звукоречье: Пособие по обучению детей грамоте. - Пермь, 2002г.-98 С. 13. Жукова Н.С. / Букварь. Пособие по обучению детей правильному чтению.– Москва: Эксмо 2015г- 105 С. 14. Савина Л. П., Крылова Т. В. / Большой Букварь в играх, сказках, стихотворениях, загадках. АСТ ООО «Фирма «Издательство АСТ» /2009 г.-205 С. 15. Стрелкова Л.П./ Уроки сказки,- М.: Педагогика, 2013г.-78 С. 16. Пименова Е.П./ Пальчиковые игры.- М.: Феникс, 2009г.-98 С. 31