Хореография (Ёлочка)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №55 комбинированного вида»

Принято
педагогическим советом
протокол №4
от «29» августа 2024 года

Утверждено
Приказом № 01-06/200
от 30 августа 2024 года

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Хореография» («Ёлочка»)
Направленность: художественная
Возраст воспитанников: 5-6 лет
Срок реализации: один год

Ермакова Нина Сергеевна - музыкальный
руководитель

Ухта, 2024

Структурные элементы программы
1.

I раздел. Пояснительная записка

3

2.

II раздел. Учебный план

6

3.

III раздел. Календарно-тематическое планирование

7

4.

IV раздел. Календарный учебный график

18

5.

V раздел. Планируемые результаты

19

6.

VI раздел. Комплекс организационно-педагогических условий

20

7.

Список литературы

2

I раздел. Пояснительная записка
Направленность дополнительной общеобразовательной программы «Хореография»
(«Ёлочка») (далее по тексту - Программа) - художественная. Так как танцевальное
искусство воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели,
формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает ассоциативное
мышление, побуждает к творчеству. Хореография как никакое другое искусство обладает
огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка,
для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим
источником эстетических впечатлений ребенка.
Программа

построена

на

следующих

принципах:

конкретности,

точности,

логичности и реальности.
Актуальность
Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок,
костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот
мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей.
Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его
эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его
движения естественными и красивыми. На занятиях танцами дети развивают слуховую,
зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанники познают
многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др.
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма,
умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно
развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и
выразительность. Занятия танцем дают организму физическую нагрузку, равную
сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии, ритмике движения,
прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на
здоровье

детей.

Музыкально-ритмическая

деятельность

привлекает

детей

своей

эмоциональностью, возможностью активно выразить свое отношение к музыке в
движении. Учитывая возрастные особенности детей, их запросы и интересы занятия
хореографией проводятся в игровой форме, большое внимание уделяется музыкальным
играм, импровизации. В музыкальных играх, создавая тот или иной образ, дети слышат в
музыке и передают в движении разнообразные чувства.
Отличительные особенности

3

Образовательная

программа

дошкольного

образования

детского

сада

не

предусматривает обучение хореографии, раздел ритмические движения является лишь
частью программы музыкального воспитания. Поэтому и возникла потребность создать
программу по хореографии, где танцевальное искусство охватывается в широком
диапазоне, тщательно отбирая из всего арсенала хореографического искусства то, что
доступно детям 5-6 лет. Программа разработана в соответствии с возрастными и
индивидуальными особенностями детей. Обучение по программе, предполагает изучение
основ танцевальной культуры, умение красиво и пластично двигаться под различные
танцевальные ритмы и темпы музыки, содействует физическому развитию и повышению
уровня общего образования и культуры детей.
Отличительной особенностью программы является комплексность подхода при
реализации

учебно-воспитательных

задач,

предполагающих,

в

первую

очередь,

развивающую направленность программы. Данная комплексность основывается на
следующих принципах:
- развитие воображения ребѐнка через особые формы двигательной активности
(изучение простейших танцевальных движений, составляющих основу детских танцев);
-

формирование

осмысленной

моторики,

которое

предполагает

развитие

координации ребѐнка и способность на определѐнном этапе изучения танцевальных
движений не только узнавать мелодию и ритм танца, но и умение реализовывать их в
простейших комбинациях танцевальных движений;
- формирование у детей способностей к взаимодействию в паре и в группе, навыкам
выступления, умению понимать друг друга в процессе исполнения танца;
- формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимного уважения при
постановке танцев и подготовке публичного выступления.
Адресат программы
Программа адресована детям в возрасте 5-6 лет. В период от пяти лет ребенок
интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому
физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период. Предполагается, что
освоение основных разделов программы поможет естественному развитию организма
ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию его отдельных
органов и систем.
Система упражнений по Программе выстроена от простого к сложному, с учетом
всех необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного
движения при условии многократного повторения заданий, что помогает успешному
освоению Программы.
Объем программы. 61 учебный час
4

Формы организации. Форма проведения занятий групповая. Программа включает в
себя классические фронтальные занятия.
Режим занятий. 2 раза в неделю по 30 минут.
Срок освоения. 1 год обучения с октября по май месяц включительно, 8 месяцев, 32
недели.
Наполняемость до 15 человек.
Цель и задачи Программы
Цель

программы:

формирование

творческих

способностей

и

содействие

физическому развитию детей 5-6 лет в процессе музыкально-ритмической деятельности.
Задачи Программы:
1. Учить выполнять танцевальные движения, развивать выразительность движений,
образное мышление, чувство ритма, способность к импровизации
2. Способствовать развитию координации движений, подвижности психических
процессов,
3. Развивать различные группы мышц (упражнения на плавность движений, махи,
пружиность)
4.

Формировать

правильную

осанку,

красивую

походку,

эмоциональную

выразительность движений, гибкость, пластичность,
5. Развивать умение двигаться в соответствии с музыкой.
6. Учить ориентироваться в пространстве, реагировать на смену частей музыки.
7. Расширять музыкальный кругозор;
8. Развивать умение отмечать в движении сильную долю такта, простейший
ритмический рисунок, умение менять движения в соответствии с двух- и трехчастной
формой, музыкальными фразами;
9. Воспитывать интерес к занятиям хореографией путем создания положительного
эмоционального настроя.

5

II раздел. Учебный план.
№

Наименование разделов, тем

Количество часов

Ритмика

8

Гимнастика

9

Танцы

20

Музыкально- ритмическая композиция

15

Пальчиковая гимнастика

4

Музык.-подв. игра

5

ИТОГО

61 час

Всего

6

III раздел. Календарно-тематическое планирование

Музыкальный
центр,
аудиозапись
муз.
произведений

Кол-во
часов

Дата

8

Дата
(по
факт
у)

Примечание

Ритмика

Хлопки на
каждый счѐт и
через счѐт.

Гимнастика

Построение в
шеренгу и
колонну.
Ходьба
(«кошечка,
«цыплята»),
по кругу. Упр.
прямыми
и согнутыми
руками. Упр.
на расслабл-ие
мышц.
Танцевальные
позиции ног и
рук.
Приставной и
скрестный
шаг в
сторону.
«Полька –
хлопушка»

01.10

Учить
ориентироваться
в
пространстве,
реагировать на смену
частей
музыки.
Способствовать
развитию
выразительности
движений, образного
мышления, чувства
ритма, способности к
импровизации

Материалы и
оборудование

03.10

Октябрь
Занятия
1-8

Программное содержание

Танцы

08.10

Тема
занятия

Удары ногой на
каждый счѐт и
через счѐт.

Шаг на
каждый
счѐт и
через счѐт
Передвижение в обход, шаг и
бег, по кругу и змейкой.
«Лошадки машут головами».
Упражнения на расслабление
мышц.

Танцевальные
позиции ног и
рук.
Приставной и
скрестный шаг
в сторону.
«Полька –
хлопушка»
«Белочка»

Приставной и
скрестный шаг
в сторону.

7

Музык.подв. игра

10.10
15.10
.

«Кораблик»

«Музыкальное эхо»

«Засолка
капусты»
«Космонавты»

24.10

22.10

17.1
0

«Цыплята»

Музыкальн
оритмическа
я комп.
Пальчикова
я
гимнастика

05.11

Ритмика

07.11

Дать навыки основ
хореографии
с
элементами
свободной
пластики с опорой на
содержательный
и
выразительный
музыкальный
материал.
Формировать
правильную осанку,
укрепить
суставнодвигательный
и
связочный аппарат,

12.11.

Ноябрь
Занятия
9-16

Гимнаст
ика

Упражне
ния на
расслабл
ение.

Хлопки
с
паузами.

Построение в
шеренгу.
Комплекс упр.
на ковриках

Притопы
с
паузами.

Построен
ие в
шеренгу,
перестро
ения в
круг.
Упражне
ния для

Притопы
и хлопки
с
паузами.

Бег по
кругу и
ориентир
ам
(«змейко
й»)
Упражне Построе
ние на
ние в
расслабл шеренгу
ение
и
мышц,
колонну.
дыханель Упражне
ные и на
ния на
укреплен расслабл

8

развития
гибкости.

14.11.

скорректировать
опорно-двигательный
аппарат детей.

Декабрь
Занятия
16-24

Обогащать
слушательский опыт –
узнавание
знакомых
плясок,
маршевых

03.12

28.11

26.11

21.11

19.11

Танцы

Музыка
льноритм.
комп.
Пальч.
гимн.

Музыка
льноподвижн
ая игра
Ритмика

«Старый
жук»

«Старый
жук»
(Найди
себе
пару)
«Танцуйт
е сидя»
Б.
Савельев
«Цыплята»

«Этот пальчик –
дедушка»

«Поезд»

Равновес
ие на
одной
ноге с

«Топни,
ножка
моя»

ие
осанки.

ение
мышц.

«Топни ножка моя»
Танцевальные шаги

«Цыплята»

Игровой
самомассаж,
«Оса»

«Игра по
станциям»

«Поезд», « Игра
по станциям»

Построен
ие в круг.

На
воспроиз
ведение
динамик

9

05.12

опорой и
без неѐ

10.12

Гимнаст
ика

17.12

12.12

Танцы

19.12

мелодий
и
детских
песен. Развивать умение
двигаться
в
соответствии с музыкой.

Музыка
льноритмиче
ская
компози
ция
Пальч
икова
я
гимна
стика

и звука

Бег по кругу и
ориентирам.
Упражнения на
развития мышечной
силы на ковриках

Построен
ие в
шеренгу.
Ходьба
в разных
направле
ниях.

Передви
жение
шагом и
бегом.

Упражне
ния на
расслабл
ение
мышц,
дыхатель
ные и на
укреплен
ие
осанки
«Больша «Больша
я стирка»
я
стирка»

Танцевал Танцевал
ьные
ьные
шаги,
шаги,
хореогра хореогра
фические фические
упражне упражнен
ния
ия
«Белые кораблики»
«Весѐлые
путешествинники
»

Игропластика

10

24.12

«Найди предмет»

«Музыкальные
стулья»

26.12

Муз.подв.
игра

Развить элементарные
пространственные
представления,
ориентацию детей в
ограниченном
пространстве, в
композиционных
построениях
танцевальных
рисунков – фигур

Ритмика

16.01

Январь
Занятия
25-29

На
кажд
ый
счѐт
подни
мать
руки.

Выпо
лнени
е
прост
ых
движе
ний
рукам
и
в
разли
чном
темпе.

Сочета Выпол Движения
ние
нение руками
в
упоров просты разном темпе.
с
х
движен движен
иями
ий
ногами руками
.
.

11

21.01

Гимнастика

30.01

28.01

23.01

Танцы

Построение в Построение
шеренгу.
шеренгу.
Передвижение
шагом
и
бегом.
Упражнения
на
развития
гибкости.
Упражнения
на
расслабление
мышц,
дыхательные и
на укрепление
осанки.
«Снежинки»
«Зайчиков
Танцевальные
Лисы»
шаги,
хореографичес
кие
упражнения.

в

Построение в
врассыпную.
Упражнения на
расслабление
мышц, дыхания.
Акробатические
упражнения.
Построение
в
шеренгу,
колонну, круг

и

«Боль
шая
прогул
ка»

Прыж
ки с
ноги
на
ногу.
«Боль
шая
прогул
ка»

Пальчикова
я
гимнастика

Игропластик
а

Соединение
пальцев

«У жирафа»

Музыкальн
оподвижная
игра

«Музыкальн
ые стулья»

«Автомоби
ли»

«Воробушк
и»

12

«Весѐлые
ладошки»

Движения руками в разном темпе.

06.02

04.02

Ритмика

11.02.

Гимнасти
ка

Построения в Построен Построение
шеренгу.
ие в круг
в круг.
Упражнение на Упражнен Упражнения
расслабление
ия на
на
мышц,
ковриках расслаблени
дыхательные и
е мышц.
на укрепление
Акробатичес
осанки.
кие
упражнения.
Танцевальные шаги

Построен
ие в
круг.
Упражне
ния на
расслабле
ние
мышц.

Танцевальные
шаги

«Жили у
бабуси…г
уси»

13.02.

Танцы

18.02.

Развить
основы
музыкальной
культуры,
танцевальности,
артистизма,
эмоциональной
сферы, координации
хореографических
движений,
исполнительских
умений и
навыков. Воспитание
потребности
к
самовыражению
в
движении под музыку

20.02

Февраль
Занятия
30-37

Музыкаль
норитмическ
ая комп.

«Рыбочѐк»

Пальч.
гимн.

13

25.02.
27.02

Муз.-подв.
игра

Движения
руками в
разном темпе.

«Найди своѐ место»

«Весѐлые
ладошки»

Простейшие
движения
руками.

06.03

04.03

«Букет цветов»

«Усни –
трава»

«Усни-трава»

Ритмика

Гимнастика

Построени
е в круг.
Упражнен
ие на
расслабле
ние.

11.03

Закрепить полученные
навыки, развивать
умение двигаться в
соответствии с музыкой

Танцы
13.03

Март
Занятия
38-45

«Магазин игрушек»

Пальчик
овая
гимнасти
ка

Построени
ев
шеренгу.

Построени
ев
шеренгу.

Построени
е в
шеренгу.

Упражнен
ия на
расслаблен
ие мышц
Мамочка

Упражнени
яс
платочком

14

18.03

«Чебурашка»

-

«Белые
кораблики»

20.03

Музыкальноритмическая
комп.

«Едем, едем»

«У жирафа»

27.03

25.03

Пальч. гимн.

01.04

Ритмика

-

«Рыжий кот»

Движения руками в
разном темпе.

Игровой
самомассаж

Игропластика

03.04.

Развивать различные
группы
мышц
(упражнения
на
плавность движений,
махи, пружиность).
Формирование
правильной осанки,
красивой
походки,
эмоциональной
выразительности
движений

08.04

Апрель
Занятия
46-53

Муз.-подв.
игра

Гимнастик Построение Построение
в шеренгу, в шеренги.
а
колонну и
круг.
Упражнени
я на
ковриках.

Построение Построение
в круг.
в круг.
Упражнени
е на
расслаблен
ие

15

Упражнени
ес
платочками
.

Музыкаль
норитмическ
ая комп.

«Матрѐшки
»

Пальч.
гимн.

«ПАУЧОК
»

«ЧИК И БРИК»

«Цыплята»,
«Танцуй
сидя»,
«Весѐлые
путешестве
нники»
«Пальчики
»

«Разноцвет
ная игра».

«Пальчики
»

24.04

22.04

17.04

15.04

10.04

Танцы

Ритмика
06.05

Развивать движения
кисти, упражнять в
выполнении
танцевальных
движений.
Способствовать
развитию
координации

Игровой
самомассаж
«Чему мы
научились»

«Карлики и
великаны»,
«Погода»

«Карлики и
великаны»

«Готовимся к
фестивалю»

08.05

Май
Занятие
54-61

Муз.-подв.
игра

16

13.05

Гимнастика

Построение в круг.
Упражнения на
расслабление мышц

Построение в круг,
шеренгу и колонну.
Упражнения на
расслабление мышц.

15.05

Закрепление
навыков
построения.
«Большая стирка»

22.05

20.05

Танцы

Музыкальноритмическая
комп.

«Чебурашка»

«Разноцветная игра»

«Медвежонок»

27.05

Пальч. гимн.

Муз.-подв. игра
29.05

движений,
подвижности
психических
процессов, внимания,
памяти.

«Рыжий кот», «Ай,
да я!»

«Творческая
импровизация»

17

IV раздел. Календарный учебный график

Дата начала
учебного
года
01.10.2024

Дата
окончания
учебного
года
30.05.2025

Количество
учебных
недель
32 недели

Продолжительнос
ть каникул

С 9 января по 15
января 2025 года

Сроки
контрольных
процедур
январь 2025,
май 2025 год

18

V раздел
Планируемые результаты освоения детьми дополнительной образовательной
программы
К концу года дети смогут:
- уметь вовремя начать движение и закончить его с концом музыкального
предложения;
- уметь изображать в танцевальном шаге повадки кошки, лисы, медведя, зайца,
выразить образ в родном эмоциональном состоянии – веселья, грусти и т.д.;
- уметь исполнить переменный шаг.
- иметь задатки самостоятельности, силы воли, развивать их; уметь доводить начатое
до конца;
- определять характер музыки, менять характер движений всоответствии со сменами
музыкальных частей.
К концу году у детей могут начать формироваться:
- координация движений, осанка,
- физические данные.
- дисциплина,
- трудолюбие,
- умение добиваться результатов.

19

VI раздел. Комплекс организационно-педагогических условий
Занятия по программе проводятся в музыкальном зале. Дети занимаются в форме:
белая футболка, носки, чешки, спортивные шорты.
Условия реализации программы наличие:
- оборудованного зеркалами музыкального зала;
- музыкального центра, флэшки с музыкальными произведениями для занятий;
- костюмы и аксессуары (по необходимости);
- гимнастические коврики для занятий на полу.
Итогом реализации данной программы является открытое занятие для родителей в январе
и мае.
Методика диагностического обследования
достижений детей подготовительной группы
Диагностическое обследование проводится методом наблюдения в ходе проведения
фронтальных занятий в октябре и мае. По показателям представленным в таблице.
№
п/п

Показатели

ФИО ребенка

Умеет вовремя начать
движение и закончить
его
с
концом
музыкального
предложения;
Умеет изображать в
танцевальном
шаге
повадки кошки, лисы,
медведя, зайца
Умеет выражать образ в
родном эмоциональном
состоянии – веселья,
грусти и т.д.
Умеет
исполнять
переменный шаг
Имеет
задатки
самостоятельности,
силы воли
Стремится
доводить
начатое до конца
Определяет
характер
музыки, меняет характер
движений
в
соответствии
со
сменами музыкальных
частей
Умеет
сохранять
правильную
координация осанку при
выполнении движений
20

Список литературы
1. Буренина А. Ритмическая мозаика: Программа по ритмической пластике
для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – 2-е изд., испр. и
доп. – СПб: ЛОИРО, 2000.
2. Ваганова А. Основы классического танца. – СПб.: Ланб, 2001.
3. Васильева Т. Балетная осанка: Методическое пособие для преподавателей
хореографических школ и школ искусств. - М., 1993.
4. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. - М., 1968.
1998.
5. Конорова Е. Эстетическое воспитание средствами хореографического
искусства. – М.,
1963.
6. Ладыгин Л. Музыкальное оформление уроков танца. – М., 1980.
7. Пуртова Т., Беликова А., Кветная О. Учите детей танцевать: Учебное
пособие для студентов учреждений СПО. – М.: Век информации, 2009.
8. Холл Д. Уроки танцев. Лучшая методика обучения танцам // Джим Холл;
пер. с англ. Т. Сидориной. – М.: АСТ: Астрель, 2009.

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».