Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №55 комбинированного вида» Принято педагогическим советом протокол №4 от «29» августа 2024 год Утверждено Приказом №01-06/200 От «30» августа 2024 года ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Веселая школа рисования» Направленность: художественная Возраст воспитанников: от 5 до 6 лет Срок реализации: один год Горбунова Илона Николаевна - учительлогопед Ухта, 2024 Содержание 1. Пояснительная записка 3 2. Учебный план. 5 3. Календарно-тематическое планирование 7 4. Календарный учебный план. 14 5. Планируемые результаты Программы 15 6. Комплекс организационно-педагогических условий 16 7. Список литературы 2 1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Дополнительная общеобразовательная программа «Веселая школа рисования» для детей 5-6 лет - имеет художественную направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения (Б.Н.Неменский). Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей, построена на принципах конкретности, точности, логичности и реальности. Актуальность Программы В настоящие время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Даже в наш век высоких технологий, когда при создании фильмов широко используется компьютерная графика, бумага остается инструментом творчества. Работы отечественных и зарубежных специалистов (Астапов В.М., Габдреева Г.Ш., Лазарус Р., Фрейд З.) свидетельствуют, что художественно – творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка. Нетрадиционные техники рисования и аппликации демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Отличительные особенности Реализация основной образовательной программы детского сада не предусматривает использование нетрадиционных техник рисования, таких как: тычок жесткой кистью; оттиск смятой бумагой; оттиск поролоном; восковые мелки и акварель; свеча и акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошек; волшебные ниточки; кляксография; пластилинография. 3 Нетрадиционное рисование позволит мне, как педагогу, разнообразить занятия с детьми. Развивать познавательные процессы, воображение, творческие способности воспитанников. Адресат программы: Программа адресована детям от 5-6 лет. Так как в этом возрасте детей легко научить рисованию при помощи геометрических фигур. У данного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Объем программы: 59 учебных часов Форма организации образовательного процесса: групповая. Виды занятий: Игровые, комбинированные. Режим занятий: два раза в неделю по 25 мин. Срок освоения: 32 недели, 8 месяцев, 1 год обучения. Наполняемость: до 15 воспитанников. Цель и задачи программы Цель: реализация творческой деятельности детей посредством нетрадиционных техник рисования и аппликации. Задачи обучения детей: 1. Вызывать интерес к нетрадиционным изобразительным материалам и желание действовать с ними. Знакомить детей с процессом аппликации из нетрадиционных материалов . 2. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо. 3. Развивать умение использовать цветовую палитру различных цветов и оттенков. 4. Создание условий для коммуникативной деятельности детей. 5. Воспитывать навыки безопасного использования нетрадиционных техник, материалов в изобразительной деятельности (рисовании, аппликации). 4 2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН № Наименование разделов, тем Кол-во часов 1 Рисование «Цыплята» 1 2 Аппликация «Цыплята» 1 3 Рисование «Овечка» 1 4 Аппликация «Овечка» 1 5 Рисование «Луг» 1 6 Аппликация «Луг» 1 7 Рисование «Бабочка» 1 8 Аппликация «Бабочка» 1 9 Рисование « Ёжик на опушке» 1 10 Аппликация« Ёжик на опушке» 1 11 Рисование «Снегири» 1 12 Аппликация «Снегири» 1 13 Рисование «Кот на заборе» 1 14 Аппликация «Кот на заборе» 1 15 Рисование «Листопад» 1 16 Аппликация «Листопад» 1 17 Рисование «Такса под зонтом» 1 18 Аппликация «Такса под зонтом» 1 19 Рисование «Снежинка» 1 20 Аппликация «Снежинка» 1 21 Рисование «Фантазии» 1 22 Аппликация «Фантазии» 1 23 Рисование « Снеговик» 1 24 Аппликация «Снеговик» 1 25 Рисование «Любимый узор» 1 26 Аппликация «Любимый узор» 1 27 Рисование «Сова» 1 28 Аппликация «Сова» 1 29 Рисование «Подводное царство» 1 30 Аппликация «Подводное царство» 1 31 Рисование « Полярная ночь» 1 32 Аппликация« Полярная ночь» 1 5 33 Рисование «Пингвины» 1 34 Аппликация« Пингвины» 1 35 Рисование « Корова» 1 36 Рисование «Подарок папе» 1 37 Рисование « Подарок маме» 1 38 Аппликация« Подарок маме» 1 39 Рисование « Жираф» 1 40 Аппликация« Жираф» 1 41 Рисование « Автопортрет» 1 42 Аппликация« Автопортрет» 1 43 Рисование « Роспись подноса» 1 44 Аппликация« Роспись подноса» 1 45 Рисование « Наш детский сад» 1 46 Аппликация« Наш детский сад» 1 47 Рисование «Цветы» 1 48 Аппликация «Цветы» 1 49 Рисование « Весеннее дерево» 1 50 Аппликация« Весеннее дерево» 1 51 Рисование « Божья коровка» 1 52 Аппликация« Божья коровка» 1 53 Рисование « Пчелки» 1 54 Аппликация« Пчелки» 1 55 Рисование « Одуванчики» 1 56 Аппликация« Одуванчики» 1 57 Рисование «Игрушки» 1 58 Аппликация «Игрушки 1 59 Открытое занятие 1 ИТОГО 59 часов 6 3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема занятий Программное содержание Материалы и оборудование Кол-во Дата Дата часов проведения проведения по факту Цыплята Познакомить детей с техникой «тычок», учить детей Поролон, рисованию тычками, развитие мелкой моторики рук, акварельные краски. координации движения 1 3.10.24 Аппликация Цыплята Учить детей катать шарики из салфетки, аккуратно Салфетки, наклеивать их на листву деревьев. Обсуждение кисти. выполненной работы, придумывание имен своим цыплятам. 1 8.10.24 Овечка Учить детей правильно держать кисточку, рисовать круг, Кисти, гуашь. закрашивать круговыми движениями от края к центру. 1 10.10.24 1 15.10.24 1 17.10.24 Рваная Овечка клей, аппликация Учить детей отрывать небольшие кусочки бумаги о Цветная бумага, клей, большого, аккуратно приклеивать изображая солнце, кисти. небо, траву. Обсуждение выполненной работы. Луг Содействовать наиболее впечатлений о лете Аппликация Луг Формировать у детей навык делать аппликацию из крупы Крупа, кисти, клей. 1 22.10.24 Бабочки Познакомить детей с техникой монотопии. Познакомить Акварельные краски детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление. 1 24.10.24 Аппликация Бабочки Развитие навыка шерстяных ниток. из Шерстяные нитки, клей карандаш. 1 29.10.24 Ёжик на опушке Закрепить «тычок Кисти, смятая бумага, 1 05.11.24 7 умение у выразительному детей делать пользоваться отражению Акварельные краски, восковые мелки аппликацию техниками жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». гуашь. Организация выставки своих работ и обсуждение полученных результатов. Аппликация Ёжик на Учить дополнять изображение подходящими деталями, в Сухие листья, клей, опушке том числе сухими листьями. Учить детей правильно и цветная бумага, безопасно пользоваться ножницами. ножницы. 1 07.11.24 Снегири Учить детей рисованию с помощью геометрических Акварель, кисти, фигур. Развивать чувство композиции, цветовосприятия. ватные палочки. 1 12.11.24 Пластилинография Снегири Учить дополнять изображение пластилином. Познакомить Пластилин. с техникой пластилинография. 1 14.11.24 Кот на заборе Продолжать учить детей геометрических фигур. 1 19.11.24 Стружка от карандашей, клей карандаш, цветная бумага, ножницы. 1 21.11.24 Листопад Познакомить с техникой теснения. Учить обводить Шаблоны листьев, шаблоны листьев простой формы, делать теснение на них. акварель, кисти. 1 26.11.24 Аппликация Листопад Совершенствовать умение и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изо. техниках. Учить детей наклеивать цветную стружку от карандашей. Организация выставки своих работ и обсуждение полученных результатов. 1 28.11.24 Такса под зонтом Закрепить умение изображать животного с помощью Гуашь, кисть геометрических фигур. 1 03.12.24 Аппликация заборе 8 Кот рисованию с помощью Акварель, кисти. на Совершенствовать умение и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изо. техниках. Учить детей наклеивать цветную стружку от карандашей. Организация выставки своих работ и обсуждение полученных результатов. Стружка от карандашей, клей карандаш, цветная бумага, ножницы. Аппликация Такса под Учить дополнять изображение подходящими деталями по Цветная бумага, зонт зонтом замыслу. вырезанный заранее, клей, ножницы. 1 05.12.24 Снежинка Закрепить умение изображать снег, используя рисование Белая гуашь, кисти, пальчиками. Развивать чувство композиции. влажные салфетки. 1 10.12.24 Аппликация Снежинка Совершенствовать умение и навыки дополнять свой Цветная бумага, клей, рисунок аппликацией. Организация выставки своих работ ножницы и обсуждение полученных результатов. 1 12.12.24 Фантазии 1 17.12.24 клей, 1 19.12.24 острые 1 24.12.24 Аппликация Снеговик Учить дополнять свои рисунки, передавая зимний пейзаж Бумага, синтепон, с помощью синтепона. клей, ножницы. 1 26.12.24 Любимый узор Совершенствовать умение в художественных техниках Акварель, кисти, печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое влажные салфетки. восприятие, чувство ритма. 1 21.01.25 Аппликация Любимый Закрепить умение дополнять свои рисунки, создавать Цветная бумага, клей, узор более яркий образ. ножницы. 1 23.01.25 Сова Учить создавать выразительный образ совы, используя Акварель, технику тычка. Развивать умение пользоваться кисть. выразительными средствами графики. жесткая 1 28.01.25 Аппликация Сова Учить делать образ более выразительным . Организация Мятая бумага, 1 30.01.25 Познакомить с нетрадиционной художественной техникой Акварель, трубочки кляксография. Развивать воображение. Аппликация Фантазии Совершенствовать умение и навыки дополнять свой Нитки, рисунок. Закреплять знания как пользоваться ножницами ножницы. соблюдая правила безопасности. Организация выставки своих работ и обсуждение полученных результатов. Снеговик 9 Познакомить с нетрадиционной техникой черно-белого Акварель, гратажа. Учить передавать настроение зимы с помощью палочки. графики. выставки своих результатов. работ и обсуждение полученных цветная ножницы. бумага, Рисование«Подводное Совершенствовать умение в нетрадиционной изо. технике Цветная бумага, клей, царство» восковые мелки +акварель, отпечатки ладоней. Учить ножницы. превращать отпечатки ладоней в рыб, медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение и чувство композиции. 1 04.02.25 Аппликация «Подводное царство» 1 06.02.25 1 11.02.25 АппликацияПолярная Учить придавать своему рисунку яркий образ с помощью Пластилин ночь пластилинографии «Северное сияние» 1 13.02.25 Рисование«Пингвины» Совершенствовать умение в смешивании белой и черной Гуашь, кисти. красок. Развивать умение отображать на рисунке сюжет. 1 18.02.25 Аппликация «Пингвины» Продолжать учить детей передавать более выразительный Цветная бумага, клей, образ своему рисунку с помощью аппликации. ножницы. Организация выставки своих работ и обсуждение Потолочная плитка. полученных результатов. 1 20.02.25 Рисование Корова Совершенствовать умение передавать образ животного с Гуашь, кисти. помощью геометрических фигур. 1 25.02.25 1 27.02.25 Рисование ночь Рисование папе 10 Учить дополнять свои рисунки делать их образ более Цветная бумага, клей, выразительным. Аппликация из крупы. Организация ножницы. Крупа. выставки своих работ и обсуждение полученных результатов. Полярная Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя Гуашь, кисти гуашь различных цветов, смешивая еѐ прямо на бумаге. Закрепить понятие в холодных цвета. Упражнять аккуратном закрашивании всей поверхности. подарок Учить рисовать корабль. Закрепить умение знакомыми техниками рисования. Учить изображение на листе бумаги по центру. выставки своих работ и обсуждение пользоваться Гуашь, кисти. располагать Организация полученных результатов. Рисование Подарок маме Учить рисовать вазу. Закрепить умение знакомыми техниками рисования. Учить изображение на листе бумаги по центру. выставки своих работ и обсуждение результатов. пользоваться Акварель, кисти. располагать Организация полученных 1 04.03.25 Цветная бумага, клей, атласная лента, гофрированная бумага, ножницы. 1 06.03.25 Жираф Учить рисовать восковыми мелками развивать Акварель, цветные цветовосприятие. Развивать воображение, творческое мелки. Щетка, тычки. мышление посредством нетрадиционных техник рисования (оттиск, набрызг, тычкование) 1 11.03.25 Аппликация Жираф Учить предавать выразительный образ животному. Цветной картон, Организация выставки своих работ и обсуждение нитки, ножницы. полученных результатов. 1 13.03.25 Рисование Автопортрет Продолжать учить пользоваться различными Акварель, кисти. графическими средствами (линия, пятно, штрих) для создания образа человека. 1 18.03.25 Аппликация Автопортрет Учить с помощью аппликации создавать выразительный, Цветная яркий образ. Организация выставки своих работ и нитки, обсуждение полученных результатов. ножницы. 1 20.03.25 Роспись подноса Познакомить с жостоским промыслом, рассмотреть Гуашь, кисти. выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать не сложную композицию. 1 25.03.25 Пластилинография Роспись подноса Учить дополнять образ 1 27.03.25 Аппликация Подарок Учить украшать лепестками симметрично. маме 11 Пластилин. бумага, клей, Наш детский сад Аппликация детский сад Учить создавать большую коллективную композицию, Акварель, кисти. договариваться друг с другом, кто что рисует. Закрепить ранее полученные навыки и знания. Развивать чувство композиции. 1 01.04.25 Наш Продолжать учить детей дополнять рисунок, делая его Цветная бумага, клей, более ярким и выразительным. ножницы. 1 03.04.25 Цветы Закрепить знания детей о симметричных и Гуашь, кисти. несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. 1 08.04.25 Аппликация Цветы Совершенствовать умения и навыки дополнять свой Цветная бумага, клей, рисунок аппликацией. ножницы. 1 10.04.25 Весеннее дерево Закрепить умение продумывать расположение рисунка на Акварель, кисти. листе, обращаться к натуре в процессе рисования. Соотносить размеры ствола и веток. 1 15.04.25 Аппликация Весеннее Закреплять навыки самостоятельно выбирать приѐмы для Цв Цветная бумага, клей, дерево завершения рисунка ножницы, вата. 1 17.04.25 Божья коровка 1 22.04.25 1 24.04.25 Аппликация коровка Закрепить навыки рисования с помощью геометрических Акварель, кисти. фигур. Божья Закрепить навыки самостоятельного выбора материала Цветная бумага для создания более выразительного образа рисунка Пчелки Совершенствовать умения в данных изобразительных Акварель, кисти. техниках, развивать чувство композиции. 1 06.05.25 Аппликация Пчелки Совершенствовать умения и навыки сделать образ Цветная бумага, рисунка ярче. Организация выставки своих работ и ножницы, пластилин, обсуждение полученных результатов. клей. 1 08.05.25 Одуванчики Совершенствовать умения в данных изо. техниках. Учить Акварель, кисти. отображать облик одуванчиков наиболее выразительно. 1 13.05.25 Аппликация Одуванчики Закончить картину ярким образом. 1 15.05.25 12 Цветная бумага, ножницы, клей. Игрушки акварель, 1 20.05.25 Аппликация Игрушки Закреплять умения передавать образ более ярче с Ножницы, цветная помощью аппликаций. Организация выставки своих работ бумага, клей. и обсуждение полученных результатов. 1 22.05.25 Открытое занятие для Закрепление пройденного материала родителей воспитанников 1 27.05.25 13 Совершенствовать умение украшать бумажный шаблон Шаблоны, подходящим рисунком. кисти. Цветная бумага, ножницы, клей. 4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Дата начала учебного года 01.10.24 Дата окончания учебного Количество учебных Продолжительность Сроки контрольных года недель каникул процедур 30.05.25 30 недель 09.01.-15.01.2025 Январь 2025, Май 2025 14 5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ К концу года дети могут: - испытывать большой интерес к нетрадиционным изобразительным материалам и желанием действовать с ними; - изображать, анализировать, определять соответствие форм, размеров, цвета заданного рисунка; - использовать цветовую палитру различных цветов и оттенков; - уметь представить свою работу группе детей; - владеть основами безопасного использования нетрадиционных техник, материалов в изобразительной деятельности (рисовании, аппликации). 15 6. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Занятия с детьми будут проходить в оборудованной изостудии. Оборудование: столы и стулья для детей, магнитная доска, образцы. Перечень дидактического материала и оборудования: – акварельные краски, гуашь; – восковые мелки, свеча; – ватные палочки; – поролоновые печатки; – коктейльные трубочки; – палочки или старые стержни для процарапывания; – матерчатые салфетки; – стаканы для воды; – подставки под кисти; - кисти тонкие, широкие, жесткие. Синтепон, ватные диски, вата, карандашная стружка, яичная скорлупа, цветная бумага, салфетки, влажные салфетки, клей, клей карандаш. Нетрадиционные техники рисования: -тычок жесткой кистью; -оттиск поролоном; - восковые мелки и акварель; - свеча и акварель; - отпечатки листьев; - рисунки из ладошек; - волшебные веревочки; - кляксография; пластилинография; - монотопия; - печать по трафарету. Формы контроля и подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы: -организация выставок детских работ для родителей. - презентация фото отчет о проделанной кружковой работы за год. - открытое занятие. 16 Оценочные материалы Методика диагностического обследования достижений детей 5-6 лет. (старшая группа) Методика 1. Педагогом организуется наблюдение за детьми в ходе рисования и аппликации. Детям предлагаются различные материалы для рисования и аппликации (традиционные и нетрадиционные). В процессе наблюдения педагог отслеживает испытывает ли ребенок интерес и желание действовать с нетрадиционными материалами. Методика 2. Ребенку предлагается нарисовать рисунок используя цветовую палитру различных оттенков и цветов. Методика 3. Ребенку предлагается представить свою работу, дать название своей картине. Перечислить используемый материал, техники рисования. Методика 4. Педагогом организуется наблюдение за детьми в ходе рисования аппликации. В процессе наблюдения педагог оценивает сформирован ли у ребенка навык безопасного использования нетрадиционных техник рисования и аппликации. Методика 5. Ребенку предлагается сюжетное рисование ребѐнок передаѐт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники. -навык сформирован - навык на стадии формирования O - навык не сформирован 17 Карта достижений детей по освоению программы «Веселая школа рисования» (старшая группа) № Фамилия, Испытывает Цветовое Сюжетное рисование Представление Безопасное Общая Средний Уровень имя ли ребенок в восприятие ребѐнок передаѐт ребенком использование сумма балл развития ребенка работе Ребенок видит несложный сюжет, своей работы нетрадиционны баллов интерес к яркость и объединяя в рисунке х техник нетрадицион нарядность цвета и несколько рисования и ным его оттенков предметов, аппликации материалам используя знакомые рисования и нетрадиционные аппликации техники Май 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10 . 18 Май Май Май Май Список литературы 1. Бородкина Н.В. «Изобразительная деятельность »Ярославль: ООО «Академия развития»,2012.-160 с. 2. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования» Часть 2– М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.-72 с. 3. Пискулина С.С. Аппликация из ткани. Волгоград 2011.-95с. 4. Потапова Е.В. «Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ»: учебно - методическое пособие-СПб «ДетствоПресс»,2002.-48с. 5. Фирсова Г.Н. «Шарики-лошарики». ООО Издательский дом «Карапуз»,2009 6. Хенне Тюрк, Розанна Праделла «Веселая школа рисования» Издательство «Ниола- Пресс»,2008.-80с. 7. Шайдурова Н.В. «Обучение детей дошкольного возраста рисованию по алгоритмическим схемам». ООО «Издательство «Детство-Пресс»,2013.-64с. 10. «Объемная аппликация» (Из опыта работы воспитателя первой категории сада- школы № 5 Приморского района Санкт-Петербурга Петровой И.М.), 2002.-48с. 19